Валерий Кононов - Памятник Белому Биму

О чем книга "Памятник Белому Биму"

В предлагаемой читателю книге из серии «История воронежского памятника» рассказано об обстоятельствах сооружения памятника Белому Биму, о жизненном и творческом пути замечательного писателя-земляка – Г. Троепольского, в творческом воображении которого родился трогательный образ преданной собаки, о воронежских скульпторах, давших вторую жизнь литературному Биму.

Бесплатно читать онлайн Памятник Белому Биму



Увековеченные собаки

Памятники собакам – явление в мире довольно редкое. Их едва ли наберется около двух десятков, и их знают наперечет. Хотя за их верную и бескорыстную службу в течение тысячелетий человек мог бы быть и пощедрее на монументальные знаки внимания своему четвероногому другу и помощнику.

Начало монументальной собакиане положил памятник сенбернару Барри, открытый в Париже в 1899 году. Судьба и сенбернара Барри, и памятника хорошо известны. Эта порода была выведена в горных районах Центральной Европы лет 700 тому назад, а название свое получила от монастыря Святого Бернара, монахи которого много сделали для ее выведения. Собаки этой породы, одной из самых крупных в мире, широко использовались для розыска в горах людей, застигнутых зимней непогодой, засыпанных снегом. Снаряженная для поисков собака несла на себе продукты, одеяло, флягу со спиртным. Кроме того, она отогревала попавшего в беду человека теплом своего тела, и если он сам не мог идти, собака возвращалась к пославшим ее людям и приводила их на место происшествия. Сенбернара-спасателя по имени Барри знали многие альпийские жители Франции, Италии и Швейцарии. К концу его благородной и бескорыстной деятельности за ним числилось сорок спасенных человеческих жизней. Его попытки спасти сорок первую окончились трагически. Отогретый им человек принял его за волка и тяжело ранил – по одной версии ножом, по другой – выстрелом из револьвера. Швейцарским ветеринарам удалось спасти сенбернара, но продолжать свою спасательную службу он уже не смог. Чучело его до сих пор стоит в музее естествознания в городе Берне. А на парижском памятнике Барри изображен со спасенной им девочкой, сидящей у него на спине. На постаменте высечены слова: «Он спас сорок человек и был убит сорок первым».



Несколько памятников увековечили ездовых собак, которые в условиях Арктики и Антарктики являются единственной тягловой силой для перемещения людей и небольших грузов. Один из таких памятников стоит в Национальном парке Нью-Йорка. Он напоминает о событии, случившемся зимой 1925 года на Аляске. Там в городе Ном, что стоит на берегу Берингова пролива, неожиданно обнаружилось массовое заболевание населения дифтерией. Необходимой для лечения сыворотки в городе не нашлось, доставить ее самолетом не было возможности из-за длительной пурги. Ближайший населенный пункт, где она имелась, находился от Нома в 1000 километров, но добраться оттуда можно было только на собаках. Несколько упряжек с опытными каюрами, сменяя друг друга, везли сыворотку. На заключительном, самом трудном, этапе бежала упряжка из тринадцати собак во главе с умным и сильным вожаком Болто. Замерзающий и потерявший силы каюр уже не мог управлять упряжкой, и Болто сам довел упряжку до конечного пункта. Об этом случае написали многие американские газеты, и в том же году прославившийся вожак удостоился памятника в Нью-Йорке.

Печальная и трогательная история произошла с ездовыми собаками в Антарктиде на японской антарктической станции. Подошедший к ледовой кромке японский ледокол со сменой полярников потерпел серьезную аварию, и смену высадить не удалось. Пришедший на помощь американский вертолет за два рейса вывез участников экспедиции со станции на ледокол. Совершить еще один рейс он не смог из-за начавшейся метели, и на станции остались брошенными запряженными в упряжку 15 собак. Япония была потрясена гибелью собак. По всей стране начался сбор средств на сооружение памятника, и такой памятник установили в 1958 году в одном из парков Токио. Из мрамора изваяли 15 собак и разместили их в различных живописных позах на небольшой площадке. А через год на полярную станцию все-таки отправилась экспедиция полярников, и их там радостно встретили две лайки. Брошенные год назад собаки смогли освободиться от упряжки и стали сами заботиться о пропитании. Пищей им служили пингвины, так как другой живности там нет. Не все собаки смогли продержаться в течение года, но выжившие Таро и Дзиро стали известными всей Японии и удостоились персональных памятников в городе Вакканай, где воспитывались до отправки в Антарктиду.



Несколько собак в мире удостоились памятников за верность своим хозяевам. Один из них стоит у входа на городское кладбище в шотландском Эдинбурге. В 1858 году там похоронили бывшего пастуха Джона Грея. На похоронах был и его верный друг и многолетний помощник пес Бобби породы скайтерьер. После похорон он остался лежать у могилы хозяина. Его прогоняли, но он неизменно вновь приходил на кладбище. И так продолжалось 14 лет. Его знал весь город. А чтобы его не поймали как бродячую собаку, городские власти повесили ему охранный ошейник с соответствующей надписью. После его смерти жители Эдинбурга собрали средства и соорудили красивый памятник – на высоком цилиндрическом постаменте из чугуна с многочисленными украшениями гордо восседает лохматый пес.

Такой же верный пес был и у японского профессора Уэно. Он каждый вечер встречал своего хозяина на вокзале. Но однажды пригородный поезд приехал без профессора, который неожиданно заболел и попал в больницу. Не приехал хозяин и на следующий день. Профессор скончался в больнице, а верный пес еще много лет приходил в одно и то же время встречать поезд. Он стал знаменитым на всю Японию и удостоился после своей смерти индивидуального памятника около вокзала.



Пес по кличке Фидо, что переводится с итальянского как Верный, встал в бронзе на постамент в итальянском городе Борго-Сан-Лоренцо. Он каждый день приходил на автобусную остановку встречать своего хозяина, возвращавшегося с работы. Но однажды тот не приехал. Не встретил его Фидо и на следующий день. Псу не могли рассказать, что его хозяин погиб при бомбардировке города (события эти проходили в 1943 году), и он продолжал многие годы ежедневно ходить на автобусную остановку. Памятник ему поставили при жизни, и пес сам присутствовал на его открытии. А деньги на памятник собирали по всей Италии. На постаменте высекли: «Фидо. Образец преданности». Похожая история произошла и в Соединенных Штатах Америки. Там в 1936 году на небольшую железнодорожную станцию на берегу реки Миссури пришел поезд, из которого выгрузили гроб с телом человека. С тем же поездом приехала шотландская овчарка колли, не отходившая от гроба. Гроб погрузили на пароход, а собака осталась на станции. Она каждый день приходила встречать поезда. Кто-то узнал, что колли помогала пасти стадо тому пастуху, гроб с телом которого привезли в свое время на станцию, и имя у нее было Шеп. О Шепе написали газеты. А когда состарившаяся собака случайно погибла под колесами поезда, железнодорожники решили поставить ей памятник. Отлитая из металла собачья фигура встала на невысокий каменный постамент. Надписей на постаменте не делали, а на склоне у памятника из камней крупными буквами выложили имя знаменитой собачки – SHEP.


С этой книгой читают
Книга рассказывает об истории установления в Российской Федерации почётного звания «Город воинской славы», о ратных достижениях жителей Воронежа на протяжении нескольких веков, послуживших основанием для присвоения городу звания «Город воинской славы». Книга подробно освещает обстоятельства сооружения в Воронеже памятного знака в честь присвоения городу почётного звания.Книга продолжает серию «История воронежского памятника».
Книга знакомит читателей с историей сооружения памятника русскому народному поэту Алексею Васильевичу Кольцову в Воронеже, одного из первых памятников русским писателям в России. Кроме того, рассказывается об открытии в 1918 г. памятника А.В. Кольцову в Москве и о некоторых мемориальных досках, посвященных А.В. Кольцову. Книга рассчитана на массового читателя.
Книга повествует о первых шагах по увековечению памяти В. И. Ленина на воронежской земле, об истории сооружения памятника В. И. Ленину на главной площади Воронежа, о некоторых других памятниках В. И. Ленину в Воронеже. Кроме того, в книге помещён краткий очерк о творчестве народного художника СССР скульптора Н. В. Томского, по проектам которого в Воронеже сооружены три памятника – С. М. Кирову, генералу И. Л. Черняховскому и В. И. Ленину на площа
Книга рассказывает о православных церквях и часовнях, сооруженных в Воронеже в память о светских событиях. Прежде всего это храм пророка Самуила как памятник воинам-пограничникам, павшим при защите рубежей Отечества от захватчиков. Кроме того, в книге идёт рассказ о храме иконы Божьей Матери «Взыскание погибших», построенном в память о воронежцах, погибших в мирное время. Книга содержит также информацию о часовнях-памятниках, сооруженных в Вороне
Книга знакомит читателей с историей сооружения памятника котёнку Василию, герою популярного мультипликационного фильма «Котёнок с улицы Лизюкова». Книга рассказывает об участии широкой общественности, в т.ч. детей и школьников Воронежа в конкурсе на лучший проект памятника.
Книга знакомит читателей с историей сооружения единственного в мире памятника писателю-земляку А.П. Платонову, с событиями, связанными с проведением в Воронеже конкурса на лучший проект памятника. Кроме того, читатели узнают о некоторых достопримечательных местах Воронежа, связанных с жизнью и деятельностью писателя, о мемориальных досках, установленных в память об А.П. Платонове.В книге использованы фотографии автора и Н.В. Стребкова.
Книга знакомит читателей со строительством в Воронеже российским императором Петром Великим первого в истории России военного флота, о неоднократных посещениях Воронежа царем Петром в конце XVII – начале XVIII века. В книге рассказывается об открытии первых в России памятников Петру Великому, об истории сооружения и восстановления памятника императору в Воронеже.
Книга рассказывает о памятниках и мемориальных досках, сооруженных в честь великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова на протяжении более полутора столетий.Попытка каталогизации лермонтовских памятников и мемориальных досок предпринята впервые. В каталоге приведена информация о 51 памятниках и 15 мемориальных досках. В конце книги приводятся справочные данные об авторах памятников и мемориальных досок в честь великого поэта и о населенны
Очерк посвящен представительнице современной живописи Казахстана, художнику Гульмарал Татибаевой. Примечательная особенность Гульмарал – эмоциональное осмысление мира, выраженное то в страстном, радостном порыве, то печальной лирике, философском размышлении, подсознательной интуиции, что непременно находит отражение в ее работах. В итоге ее полотна, посвященные теме семьи, материнства, природы, а также духовной стороны человека, отражают внутренн
Эта книга задумана как благодарное приношение Наталье Леонидовне Трауберг, верившей что «райские реки текли молоком, водой, вином и пивом» и как мало кто умевшей расцвечивать милостью самые сумрачные времена. Именно она однажды предложила собраться и «поговорить о еде в культуре». Авторы сборника – библеисты, историки религий, культурологи, этнографы, искусствоведы и литературоведы – попытались представить несколько возможных подходов к одному из
Книга Елены Осокиной – это, без преувеличения, интеллектуальный детектив. Русская икона является главным героем этой книги – центром притяжения действий власти, музейных работников, торговцев и покупателей. Один из парадоксов советской истории состоит в том, что создатели «нерыночной» плановой экономики стали основателями мирового рынка русских икон. На рубеже 1920–1930‐х годов их усилиями был собран колоссальный экспортный иконный фонд, организо
Двести пятьдесят лет немецкой истории – от 1774 года и до наших дней – разворачиваются сквозь пейзажи Каспара Давида Фридриха, самого немецкого из художников, открывшего всему миру романтическое томление духа. Гёте, например, так раздражала эта специфическая меланхоличность, что он расколотил одну из картин об стол; Диснея работы Фридриха вдохновляли настолько, что стали основой и фоном для знаменитого мультфильма «Бэмби». Нашедший поклонников ср
«…каждый считает себя вправе делать политические предсказания сообразно своим склонностям и желаниям. Карл Амалия Грингмут, например, ежедневно составляя списки раненных крамольников, с торжеством заявляет: «Смотрите, русский народ просыпается, он проклинает свободу и быстрыми шагами идет под знамя родного кулака и татарской плети». А человек противоположных воззрений, на основании других известий, скажет; «В народе проснулась мысль, он ищет ново
«Присяжные ученые и публицисты буржуазного лагеря сделали великое историческое открытие: они нашли, что у буржуазии есть будущность. Правда, некогда, в дни своих первых победоносных дебютов на исторической сцене буржуазия веровала в свою счастливую звезду, веровала в то, что ей суждено «наполнить землю» блеском своего могущества, утвердить свое царство на вечные времена. Но эту веру она потеряла очень скоро: она увидела перед собою противника, уг
О саратовских символах существует много сказок, только рассчитаны они на детей школьного возраста. Эти же сказки, написаны для детей дошкольного возраста. Прослушав их, ребёнок познакомится с такими понятиями как: Саратовская гармошка с колокольчиками, Саратовская глиняная игрушка и Саратовский калач.
Миниатюры: весёлые и грустные; мудрые, или просто для того, чтобы поднять вам настроение; всё то, что беспокоит и то, что предпочитают не замечать.