Валерий Кононов - Памятник И. С. Никитину

Памятник И. С. Никитину
Название: Памятник И. С. Никитину
Автор:
Жанры: Изобразительное искусство | Культурология | Общая история
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2013
О чем книга "Памятник И. С. Никитину"

Книга повествует об истории сооружения памятника выдающемуся русскому поэту, уроженцу города Воронежа Ивану Саввичу Никитину (1824–1861), о других формах и методах увековечения памяти И.С. Никитина, таких как музеи, мемориальные доски, скульптурные композиции.

Книга предназначена для массового читателя, а также для школьников в качестве дополнительного источника при изучении курсов русской литературы и краеведения.

Бесплатно читать онлайн Памятник И. С. Никитину


Памятник И.С. Никитину


Основные этапы жизни и творчества И.С. Никитина

Народный поэт России Иван Саввич Никитин родился 21 сентября (по старому стилю) 1824 года в Воронеже. Крестили его на следующий день в Богословской церкви, стоявшей на одноименной улице (сегодня это улица Чернышевского) в приречной части города. Семья будущего поэта жила тогда недалеко от церкви. Старинная Богословская церковь до наших дней не дожила. Но сохранилась метрическая церковная книга, из которой следует, что священник Александр Смирнов

22 сентября 1824 года внес в книгу запись о рождении у «мещанина Савелия Евтеева сына Никитина от жени его Параскевы Ивановой сына Ивана». При крещении восприемниками младенца от купели были купец Федор Тимофеевич Бухонов и коллежская регистраторша Елизавета Финогеновна Кутянская.

Отец поэта был мелким предпринимателем – занимался изготовлением и продажей восковых свечей. Он происходил из духовного звания, носил сначала фамилию Кириллов, которую сменил на Никитина после того, как вышел из духовного звания и записался в сословие мещан. Так что для Ивана Саввича Никитина фамилия его не была родовой. Он стал вторым Никитиным в роду и последним, ибо не было у него ни братьев, ни детей.

В доме на Богословской Никитины прожили после рождения сына недолго. Детство и юность Ивана Саввича прошли в доме на Верховой улице (сегодняшний адрес: улица Шевченко, 19) недалеко от Спасской церкви. От дома простирался живописный вид на степное левобережье и пойму реки Воронеж, заливаемую весенним половодьем. Уже в зрелые годы Иван Саввич тепло вспоминал о доме своего детства, посвятил ему стихи. 28 октября 1986 года на доме появилась мемориальная доска, выполненная скульптором А.В. Мельниченко. Средства на ее изготовление были выделены областным отделением общества охраны памятников.



Строго говоря, дома этого давно не существует. На его месте после войны построен новый одноэтажный частный жилой дом. Но дотошные краеведы установили, что этот новый дом поставлен на старом фундаменте, под которым ещё и прежний каменный подвал сохранился, где, по всей вероятности, был свечной заводик. Все это дало возможность устроителям мемориальной доски указать конкретный текст «В этом доме жил… и т. д.» вместо расплывчатого «На этом месте стоял дом…»

В нижней части доски приведены строки из стихотворения И.С. Никитина «Воспоминание о детстве».

В восьмилетнем возрасте Ивана Никитина отдали на учебу в духовное училище, которое располагалось неподалеку от дома (этого здания давно нет). К этому времени он уже освоил основы грамоты, мог писать и считать. Всему этому его научил сосед-сапожник. Учился он хорошо и с удовольствием. Отец был доволен успехами сына в учебе, мечтал об университете.

После окончания училища Ивана определили в духовную семинарию. Там он тоже хорошо учился, но обстановка в семинарии ему не нравилась. Позже он написал об этом в своей повести «Дневник семинариста». Курс обучения в семинарии Никитин не завершил. Причиной послужили семейные обстоятельства. Свечной бизнес отца перестал приносить прежний доход, материальное положение семьи ухудшилось. Отец, как это часто случалось с русскими мужиками, стал заливать горе водкой, и скоро превратился в запойного алкоголика. В семье начались пьяные скандалы. После смерти матери Ивану пришлось помогать отцу в торговых делах. Он стал пропускать занятия, и в итоге был отчислен из духовной семинарии.


Духовная семинария. Открытка начала XXвека.


Здание духовной семинарии на главной городской улице сохранилось до нашего времени. Только в пору учения Никитина оно было трехэтажным. Четвертый этаж достроили в послевоенные годы. И при семинаристе Никитине часовни у входа не было. Она сооружена через шесть лет после смерти поэта и посвящена была избавлению императора Александра II от покушения народовольца Каракозова в 1866 году После октября 1917 года семинария оказалась закрыта властями, а в здании разместились различные организации новой власти. Сейчас здание (пр. Революции, 29) занимает техникум строительных технологий. В 1974 году на лицевом фасаде его установлена мемориальная доска, изготовленная мастером-камнерезом Воронежских художественных мастерских В.П. Чернецовским по проекту скульпторов Н.А. Замахиной и И.Ф. Черненко.



В 1844 году Савва Евтеич продал свой дом со свечным заводом и купил усадьбу с постоялым двором на Кирочной улице (мы об этой усадьбе еще поговорим позже), но постоялый двор, отстоявший довольно далеко от главных городских базаров, тоже приносил мало дохода. Отец пропил все более-менее ценные вещи в доме. Друг и душеприказчик И.С. Никитина, а впоследствии его биограф, М.Ф. Де-Пуле писал, что в эти годы И.С. Никитин находился на грани нищеты. Он ходил в потрёпанной одежде и в стоптанных сапогах. Все заботы о постоялом дворе легли на его плечи. Он рассчитал единственного работника по постоялому двору и сам убирал территорию, таскал корм для лошадей. Зато постоянные контакты с мужиками, приезжавшими из сельской глубинки, позволили лучше узнать жизнь и нравы простого народа, его заботы и чаяния. Всё это нашло отражение в его творчестве.

Стихи И.С. Никитин начал писать как раз в эти нелегкие годы своей жизни. Он их сочинял бессонными ночами, а по утрам сжигал написанное. Иногда он отваживался послать свои творения в столичные газеты и журналы. Но редакции хранили молчание, что усугубляло страдания молодого автора и укрепляло в нём сомнения в его поэтических способностях. Однажды, это было в 1849 году, он послал два своих стихотворения в местную газету «Воронежские губернские ведомости», не решившись, однако, подписать их полным своим именем, а поставив только инициалы «И.Н.». В ближайшем после этого номере газеты редактор дал высокую оценку стихам и добавил, что газета напечатала бы их, если бы знала имя автора, хотя страницы «Ведомостей» для публикации стихов вообще не предназначены.

Но и после этого начинающий поэт не решился открыться. Только через четыре года он послал в ту же газету свои новые стихи. Среди них было и ставшее потом знаменитым стихотворение «Русь», которое было напечатано. В восторге была воронежская просвещенная публика, с похвалой отозвались о нем столичные литераторы и журналисты. «Русь» перепечатала столичная газета «С.-Петербургские ведомости». Стихи И.С. Никитина стали появляться в других периодических изданиях, в том числе, в таких многотиражных и популярных журналах, как «Современник», «Отечественные записки», «Москвитянин», «Библиотека для чтения». Его принял в свои ряды кружок местной воронежской интеллигенции, возглавляемый журналистом, историком и краеведом Н.И. Второвым. При содействии Н.И. Второва и еще одного члена кружка К.О. Александрова-Дольника в 1856 году вышел первый сборник стихотворений И.С. Никитина. В 1858 году была напечатана поэма «Кулак», а в следующем году вышел второй стихотворный сборник.


С этой книгой читают
Книга знакомит читателей с историей сооружения памятника котёнку Василию, герою популярного мультипликационного фильма «Котёнок с улицы Лизюкова». Книга рассказывает об участии широкой общественности, в т.ч. детей и школьников Воронежа в конкурсе на лучший проект памятника.
Книга знакомит читателей с историей сооружения единственного в мире памятника писателю-земляку А.П. Платонову, с событиями, связанными с проведением в Воронеже конкурса на лучший проект памятника. Кроме того, читатели узнают о некоторых достопримечательных местах Воронежа, связанных с жизнью и деятельностью писателя, о мемориальных досках, установленных в память об А.П. Платонове.В книге использованы фотографии автора и Н.В. Стребкова.
Книга знакомит читателей со строительством в Воронеже российским императором Петром Великим первого в истории России военного флота, о неоднократных посещениях Воронежа царем Петром в конце XVII – начале XVIII века. В книге рассказывается об открытии первых в России памятников Петру Великому, об истории сооружения и восстановления памятника императору в Воронеже.
Книга рассказывает о памятниках и мемориальных досках, сооруженных в честь великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова на протяжении более полутора столетий.Попытка каталогизации лермонтовских памятников и мемориальных досок предпринята впервые. В каталоге приведена информация о 51 памятниках и 15 мемориальных досках. В конце книги приводятся справочные данные об авторах памятников и мемориальных досок в честь великого поэта и о населенны
Первая книга художницы Натальи Александровны Касаткиной (1932–2012), которая находилась – благодаря семье, в которой родилась, обаянию личности, профессионализму – всегда в «нужном месте», в творческом котле. (Круг её общения – Анатолий Зверев, Игорь Шелковский, Владимир Слепян, Юрий Злотников, Эдуард Штейнберг, Леонид Енгибаров, Ирина Ватагина…)Так в 1956 г. она оказалась на встрече с Давидом Бурлюком в гостинице «Москва» (вместе с И. Шелковским
Что такое лето? Лето – это синяя морская волна с белыми барашками на макушке; сиреневые облака на вечернем небе; прозрачные капли росы на изумрудной траве. Лето – это желтый песочный берег речки; бабушкин беленый домик с грядками и деревьями. Лето – это хрустящие огурчики, глянцевые красные помидоры и задорный зеленый горошек. Это клубника, полосатые мячики крыжовника и сочная вишня. Это крепкие яблоки с желтыми бочками, темные сливы с белым нале
Лирический сборник Светланы Давидович посвящен любящей женской душе – страдающей, чувственной, страстной, надеющейся…Стихи иллюстрированы картинами автора, пробующего себя в разных стилях живописи. Уникальное сочетание тонкой поэзии и точных художественных образов придает сборнику неповторимо чувственную атмосферу, погружающую в мир близких для каждого любовных переживаний.
Двести пятьдесят лет немецкой истории – от 1774 года и до наших дней – разворачиваются сквозь пейзажи Каспара Давида Фридриха, самого немецкого из художников, открывшего всему миру романтическое томление духа. Гёте, например, так раздражала эта специфическая меланхоличность, что он расколотил одну из картин об стол; Диснея работы Фридриха вдохновляли настолько, что стали основой и фоном для знаменитого мультфильма «Бэмби». Нашедший поклонников ср
«Эта небольшая книжечка одолжена бытием странному явлению, которое в конце прошедшего года показалось в «Московском Вестнике». Г-н Арцыбашев с самого появления Истории государства Российского объявил жестокую войну великому творению Карамзина. Он находил некогда приют в «Вестнике Европы», издатель которого не жалует Истории Карамзина наравне с стихами Жуковского и Пушкина; потом г-н Арцыбашев переносил свои батареи в «Казанский Вестник» и наконец
«Карамзинское образование в детстве, а потом подчинение Байрону в юности – вот два ига, которые отразились на всей поэзии Пушкина, на всех почти его созданиях доныне, а карамзинизм повредил даже совершеннейшему из его созданий – Борису Годунову…»
Две истории о буренке Мусе повествуют о ее поисках счастья, ожиданиях и мечтах о зиме, о ее друзьях и взрослении.
Правильно говорят: "добрыми намерениями выстлана дорога в ад". Мой личный ад ездит на черном внедорожнике, владеет охранным предприятием и имеет тёмный приворот в анамнезе. И я была бы рада больше никогда не встречаться с ним, но раз за разом наши пути пересекаются. И пока не ясно спасёт он меня или погубит? А, может, я ему нужна сильнее?…