Перелистывая память.
«А ты знаешь, всё ещё будет!
Южный ветер ещё подует.
И весну ещё наколдует,
И память перелистает…»
В. М. Тушнова.
Каким-то немыслимым чудом в издательстве Литрес напечатали мои мемуары, которые я начала писать в 2000 году. Писала, конечно, для себя. Понимала, что мало кому интересна в этой жизни. Но так как у меня нет детей, мне хотелось, чтобы в этой жизни хоть что-то осталось после меня. Вот будут где-то во Вселенной плавать мои слова… Раньше любила песни Булата Окуджавы, их и петь легко, и мне очень нравились такие слова из его песни, про розу в склянке тёмного стекла. « Каждый пишет, как он дышит. Как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить. Так природа захотела! Почему? Не наше дело! Для чего, не нам судить!»
Поэтому пишу, потому что не могу не писать! Потому что, зафиксировав каждый свой факт, который вспоминаю, как будто оставляю свои следы, где то там, высоко…
Написав о детстве, о работе в ЦУМе, в отделе доставки пенсии, о замужестве, о путешествиях, на память приходят упущенные эпизоды жизни. Думаю, что же я про это забыла написать? И, решила написать отдельные эпизоды своей жизни, в виде коротеньких рассказов.
Шляпа.
Я работала уже в ЦУМе. Купила двубортное мягкое пальто с огромным английским воротником, с широкими плечами. Оно было цветом в мелкую бежевую и белую полосочку, зауженное к низу, с небольшим разрезом сзади. Очень элегантное. Ну, только шляпы не хватает, решила я. Пошла в секцию головных уборов. Перемеряла несколько вариантов и остановила свой выбор на английской шляпе с полями, коричневого цвета. Померяла вместе с пальто, все восхитились! Ну, Мэри Поппинс вылитая!
На завтра надела новую шляпу и поехала на работу. На работу я ездила в вонючем автобусе «тройке», будь он неладен. Народу тьма. Людей в дверях зажимало! Дышать нечем от духоты и запаха бензина. Меня стиснули со всех сторон сразу. Поля моей шляпы поникли и прилипли, практически к ушам. Еле-еле добралась до работы. Уже недовольная. Ветер дует, – шляпу нужно держать руками.
Отработала день. Выхожу на улицу, направляюсь к автобусной остановке. Не успела охнуть и, тем более, придержать шляпу, как ветер понёс её со скоростью звука! Как показывали по телевизору, когда катится верблюжья колючка «Перекати поле», (не знаю, это одно и то же, или нет), но именно так катилась, подгоняемая ветром, по пыльной дороге, моя шляпа! Да и пропади ты пропадом, подумала я про свою обновку! Уже ненавидела её! Метров за 300 она улетела от меня и лежит, как порядочная. Я злая, подошла к ней. Треснула её об колено, чтобы пыль стряхнуть, напялила на голову и держала всю обратную дорогу руками. За одни сутки мне эта шляпа вымотала все нервы! Назавтра принесла девчонкам в секцию и сдала её обратно. Не мой стиль, сказала.
Колпачок.
Когда ещё училась в торговом училище, одногруппница Марина связала мне просто так, шапку – колпак. В зелёную и белую полоску. Модно тогда стало носить такие шапки. Наверно я говорила, что мне очень нравится. И вот, Марина, придя на занятия, сделала мне такой сюрприз! После занятий, я надела его и поехала домой. В трамвае. Гордая такая! И, когда уже приготовилась на выход, какой – то ребёнок закричал на весь трамвай: «Мама, смотри! Буратино!»
Не помню, дошла ли до дома в этом колпачке, или тут же его сняла…. Но больше не надевала. Отдала младшей сестре. Носила ли она, тоже не припомню. Но Марине всё равно спасибо!
Кожаная юбочка.
Где – то в 1991 году мне одна новая знакомая подсказала, как приобрести модную классную вещь – кожаную юбку. Покупаешь сколько-то пар боксёрских перчаток, распарываешь их, и хорошие куски отдаёшь ей для пошива.
Видимо, в то время у нас ещё не было метро. Я ехала в определённый, порекомендованный спортивный магазин через весь город. Город Новосибирск делит река Обь. На левое и правое побережье. Мы жили в правом. Теперь, уже лет 16 мы живём на Левом побережье, но я до сих пор не знаю, где я здесь приобрела в то время эти перчатки!
Я ехала с различными пересадками и длительными ожиданиями автобуса туда часа два и оттуда часа два. У продавщиц глаза на лоб полезли, когда я им сказала, что покупаю у них несколько пар. Даже и не вспомню сейчас! Пар 6-7 видимо. Они были лёгкие, но громоздкие. Мне вынесли два бумажных мешка с меня ростом. Я с трудом втиснулась с ними в автобус и торчала возле дверей. Люди таращились на меня, недоумевая, что же я отхватила в этих мешках такого дефицитного!
Дома тоже прифигели, когда я вся такая потная и уставшая приволоклась домой. Втроём: я, Мама, сестра Инна пороли эти перчатки два дня! Хороших кожаных кусков было мало. Было много начинки в виде ваты и соломы или чего-то похожего. Позже в этих же мешках мы унесли на помойку все эти потроха.
Надо сказать, юбочку мне сшили хорошенькую. Чуть выше колена. Сзади небольшой разрез, а над ним кокетливый кожаный бантик!
Никому в голову не приходило, из чего сшита моя юбочка! Не зря поговорку люди придумали: голь на выдумку хитра!
Челноки.
Ещё в 1990-1991, годах один мой знакомый, из бывших комсомольских вожаков, предлагал занять денег, чтобы я примкнула к отряду челноков. В ту пору образовалось такое движение. Ездили в Китай, Турцию, Польшу за импортным товаром, который продавали в два-три раза дороже, окупая поездку, приобретая прибыль, снова летели за товаром. Я никогда ни у кого не занимала денег. Как говорится, берёшь чужие, а отдавать придётся свои. Короче, – струсила. А люди богатели, приобретали квартиры, машины, открывали свои магазинчики, места на вещевом рынке, где на них уже работали продавцы. Какое то – время, моя сестра Инна работала таким продавцом. Её напарница сама попросила деньги взаймы у их общего хозяина, который был мужем моей коллеги по работе. Она съездила в Польшу и уже через 2-3 месяца вернула долг. Мы решились. Заняли денег на первую поездку. Поехала Инна. Закупила какие-то товары, быстро их распродала, отдала долг и, ещё остались деньги, чтобы поехать и закупить снова. Допускалось брать с собой 2000 долларов, но все тайком вывозили 20000. У мужа, уже другой подруги нашли эти деньги на таможне и конфисковали. Инна ездила с 500 долларами. Больше у нас не получалось. Квартиру, машину мы не купили, конечно, но жили безбедно. Сделали хороший ремонт в квартире, купили всю новую мебель, носили модные вещи, вкусно ели.
Хотя, при этом, картошку садили сами втроём с мамой и сестрой, копали. Капусту на засолку покупали. Помню, везли с Инной на санках мешки с капустой, которую купили где – то в двух остановках от дома. Мешки валились в снег. Дело было глубокой осенью, видимо. Мы мучались, поднимали её, грузили в детские саночки, перевязывали, снова везли, а она снова падала…. Потом волокли это частями на 4 этаж.