Анатолий Панков - Письма из 90-х с надеждой и разочарованием

Письма из 90-х с надеждой и разочарованием
Название: Письма из 90-х с надеждой и разочарованием
Автор:
Жанр: Документальная литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2018
О чем книга "Письма из 90-х с надеждой и разочарованием"

В книге собраны письма читателей, отправленные в газету «Куранты» в первой половине 90-х годов, когда в корне изменилась судьба страны. В этот период становится ясно, что начатая М. Горбачёвым «перестройка» забуксовала, партноменклатура исчерпала свои ресурсы для обновления страны. В экономике наступает коллапс. В ответ началось становление новой, демократической власти в стране. Коммунистическая партия лишается монополии, и, как следствие всего этого, разваливается Советский Союз. Однако начавшиеся рыночные реформы Ельцина-Гайдара, подрывающие основу «коммунизма», но и ухудшившие жизнь многих россиян, были встречены с большим ожесточением, вплоть до вооружённого сопротивления. И всё-таки, несмотря на тяжкие лишения населения, возникшие в результате отсутствия товаров и либерализации цен, а также из-за массового сопротивления старой номенклатуры, захватившей власть на местах, большинство россиян поддержали курс Ельцина, высказались за принятие новой Конституции страны.

Автор-составитель книги – журналист Анатолий Панков. Став в 1990 году при поддержке движения «Демократическая Россия» депутатом Моссовета, он инициировал создание нового, не зависимого от Компартии СС столичного издания – ежедневной газеты «Куранты». И возглавлял редакцию до 1998 года, когда после дефолта газета, не имея финансовой поддержки от органов власти и бизнеса, вынуждена была прекратить выпуск.

Несмотря на явную антитоталитарную позицию газеты, редакция «Курантов» получала письма с самыми разными, прямо противоположными, оценками происходящего, что является красочной иллюстрацией реальных событий тех бурных лет. И в этом их историческая ценность для тех, кто хочется разобраться в нашей истории объективно, а не по велению нынешних политкомментаторов.

В книге использованы иллюстрации из архива автора.

Бесплатно читать онлайн Письма из 90-х с надеждой и разочарованием


 © Авт.-сост. Панков А. С., 2018

Письма читателей в газету «Куранты», 1990-е годы

Эти письма читателей газеты «Куранты», отправленные в редакцию в первой половине 1990-х годов, дожили до двадцать первого века чудом. Ведь газета перестала выходить осенью 1998 года, вскоре после августовского дефолта. Вся почта уже была списана в архив. А это – случайно сохранившиеся остатки от того огромного массива, из которого мы публиковали лишь некоторые письма. И поскольку редакция не вступала в переписку, то оставшиеся письма подлежали уничтожению. Конечно, их можно было бы сдать в госархив. Однако новое административное руководство газетой (с 1996 года я был лишь главным редактором, но уже не директором издательства) этим не заинтересовалось, и при вывозе остатков редакционного имущества один мешок с письмами оказался у меня.

Собираясь уничтожить пожелтевшие, обветшавшие листки, я зачитался ими и поразился тому, как эти частные, субъективные свидетельства того времени отразили правду и вымысел, надежды и разочарования тех далёких лет. И я предположил, что эти непридуманные истории и искренние мнения, чрезвычайно разные, станут интересны другим людям, которые могут острее почувствовать пульс общественной жизни весьма спорных 90-х годов и сравнить переживания того непростого переломного времени с нынешними размышлениями.

Отдаю себе отчёт в том, что почта «Курантов» отличалась от писем, присылаемых тогда же, скажем, в «МК», «Московские новости», «Коммерсант», «Независимую газету», поскольку наши позиции по некоторым политическим и экономическим проблемам не совпадали, и тем более от писем в прокоммунистические издания – «Правду», «Советскую Россию», «Московскую правду», «День»… Но в том-то и поразительны эти курантовские письма, в том-то их историческая ценность, что, несмотря на чёткую антитоталитарную позицию нашей газеты, они, как ни странно, отражают широкий спектр общественного мнения тех лет: от ультраправых до ультралевых, от безоговорочной поддержки Бориса Ельцина и его соратников-реформаторов до проклятия лично первого российского президента, а также всех начавшихся при нём реформ и первых шагов по переходу от командно-административного большевистского социализма к капиталистической системе с её демократическими законами и институтами. Примечательно, что «чисто московскую газету» (формально она распространялась лишь в столице и Подмосковье, а за пределы региона выходило лишь еженедельное приложение «Дайджест-Куранты», с 1992 года) читали во многих областях страны: кто-то по своей инициативе распространял её там, кто-то посылал родственникам и друзьям.

По непонятной мне причине в мешке оказались письма разных лет. Причём все – первой половины 90-х. Но в этой сохранившейся почте я заметил пробелы по некоторым горячим событиям тех лет, и для более полного отражения мнений читателей «Курантов» я вставил в эту книгу некоторые публиковавшиеся в газете письма (об этом даётся ссылка).

Таким образом появилась возможность познакомить с этими истинными свидетельскими показаниями того самого жаркого времени, когда только складывалась президентская власть Ельцина и начинались первые реформаторские шаги, вызвавшие столь неоднозначное отношение россиян. И в том, повторюсь, ценность этих показаний, что они были сделаны тогда, а не много лет спустя, не по воспоминаниям, и могут кардинально отличаться от надуманных аргументов нынешних ярых противников преобразований 90-х годов, хотя некоторые могут и совпадать.

Даю письма, как правило, в хронологическом порядке – так чётче видна динамика изменения настроений. Дата каждого письма указывается или по авторской подписи (предпочтительнее), или по редакционной регистрации, или по дате публикации в «Курантах». Фамилии подлинные – как они указаны в письме (если указаны, или если их можно распознать по витиеватой подписи). Домашние адреса (если вообще они сохранились, или если их сообщали авторы писем) даю не полностью, без номера дома и квартиры. Грамматические ошибки исправлял не все, это придаёт особенный колорит эпистолярному документу.

Поскольку нынешнему поколению, в двадцать первом веке, фамилии некоторых деятелей и конкретные события того периода уже мало известны, даю информацию о должностях конкретных личностей и реальных фактах. Мои разъяснения (они выделены в квадратных скобках) короткие, но при желании сейчас можно найти немало достоверных исторических источников, где подробнее рассказано и о событиях тех лет, и о людях их творивших. 90-е годы заслуживают того, чтобы о них знали лучше, подробнее, без искажения реалий. Это – тот период нашей истории, который круто повернул путь развития России.

Каждому письму я по собственной инициативе дал отдельный заголовок, используя авторскую фразу.

Подготовив письма к публикации, я решил попытаться связаться с авторами, указавшими точные адреса. Колебался: большинство их и тогдабыли не молоды (некоторые – уже пенсионерами), и столько лет прошло – живы ли? К тому же за минувшие десятилетия могли измениться их адреса: и дома посносили, и просто люди поменяли место жительства, даже страну. И всё же попробовал установить контакт. Было интересно, как те давние курантовские читатели или их потомки теперь воспринимают написанное по горячим следам в бурные 90-е, и вообще, что они думают теперь, в другой эпохе, о событиях тех лет. Увы, я получил немного ответов. В некоторых случаях наша доблестная почта сообщила: «адресат выбыл», «помер»… В большинстве случаев – ни ответа, ни привета. И всё же на свой запоздалый запрос я получил несколько ответов. Привожу их рядом с авторскими письмами 90-х годов.

О советском коммунизме: идеях и практике

Публикуемые в этой книге письма хронологически начинаются с первых лет 90-х годов. Тогда превалировала идея замены надоевшего, загнавшего страну в экономический и политический тупик коммунистического режима более гуманным, демократическим строем. И естественно, что значительная часть читательских писем в то бурное время была посвящена огрехам в строительстве коммунизма, критике руководящей силы государства – Коммунистической партии Советского Союза (КПСС).

К тому времени уже несколько лет шла «перестройка», начатая Михаилом Горбачёвым после его избрания генеральным секретарём ЦК КПСС в 1985 году. Власть разрешила «гласность». Многие ранее скрываемые «мудрым руководством страны» факты стали достоянием советских людей. Это побуждало и читателей «Курантов» внести свою лепту в оценку многолетней деятельности Компартии СС, а также её действий в последние, уже перестроечные годы.


1991.01.17. (Опубликовано.)


С этой книгой читают
Автор книги – член Союза журналистов Москвы Анатолий Панков – никогда не был диссидентом. Однако, столкнувшись с правдой жизни, узнав про ложь и дезинформацию «родной партии» об истории страны, увидев несогласованность деклараций партноменклатуры с её реальным поведением, он постепенно пришёл к естественному шагу: выходу из КПСС. Несмотря на начавшуюся горбачёвскую перестройку…В книге на документальной основе показан полувековой путь журналиста,
Веками Палестинская Земля поливалась кровью. Египтяне, халдеи, ханаане, евреи, вавилоняне, ассирийцы, персы, греки, римляне, арабы, турки и другие народы безжалостно истребляли друг друга за право владеть этой Землёй. Туда отправлялись из Европы сначала крестоносцы, а потом и участники первых «гуманитарных интервенций» Лиги Наций.Трудно поверить, что эта неплодородная каменистая земля под жарким пустынным солнцем – то место, ради которого не века
Перед вами книга, описывающая российский флот, который мог бы быть, если бы не сотня но. Походы по морям и океанам. Управление грамотными адмиралами с должной инициативой. Корабли после боя ремонтируются, модернизируются, строятся новые и вместе идут добивать неприятеля, а в данной книге это флот Австро-Венгрии. Книга написана простым и понятным лаконичным языком. Каждый делает свое дело, на благо страны и флота. Принадлежит к новому жанру Streak
Увлекательное путешествие в мир прошлого, чтобы понять настоящее и идти в будущее. Как на машине времени вы окажетесь в разных странах в 1913 году. Только не говорите там людям, что вы из будущего. Вы окажетесь и в Америке, и в Германии, и в Турции, и в Италии, Финляндии, Швеции, Австралии, Китае, Японии.Почитаете газеты того времени и поймёте, чем и как люди жили тогда. Что их волновало, чем они интересовались и т. д. Очень интересная книга.Жду
На формирование государств влияли разнообразные внутренние и внешние факторы. В XVII веке казаки мечтали о свободной земле за морем Байкал, своего рода казачьем «Беловодье». Здесь они видели возможность создать свою страну с подлинной демократией: выборными атаманами и войсковым кругом. Десятки казачьих ватажек, возглавляемые как назначенными царём и боярами, так и выбранными самостоятельно атаманами, неудержимо продвигались встреч солнца. Так на
«Сметану мать скрывала. Годы были голодные, сметана доставалась не всем. Им доставалась. Продуктовые заказы отца-генерала. Из-за этой сметаны и других, заурядных для сегодняшнего едока, но редких и недоступных для тех лет гастрономических радостей ему не позволяли звать в дом одноклассников.Мать, единственная дочь мелкого раскулаченного торгаша, от которого к тому времени осталась только выцветающая фамилия-вывеска, намалеванная на стене дома, гд
«Если б мой сын стал таким, я бы его не осуждал. Но я бы каждый день думал, где я ошибся.Мы с братом разные. Триста шестьдесят пять дней пятнадцать раз подряд, плюс два с половиной месяца, плюс четверо суток високосных надбавок. Этот срок разделяет мгновения, когда нашей матери взбрело подарить миру новую жизнь.Будь я педантом, уточнил бы, что первый раз она скорее всего была пьяна, иначе бы не вела себя столь беспечно с черномазым. Да и в моем с
Верите ли вы в то, что наши поступки способны повлиять на нашу судьбу? Что одна роковая ошибка может изменить всю нашу жизнь? И вот твоя судьба уже не твоя, и приходится примерять на себя чужую, потому что своя потеряна безвозвратно. Или все еще можно исправить?Ульяна Осинкина, воспитанная матерью в строгости, привыкла к безоговорочному повиновению. Сначала она слушается ее, потом мужа, затем повзрослевшую дочь. Но так ли это правильно – выполнят
Рассказы о жизни, родственниках, войне. Все рассказы подлинные, воспоминания предков.