Имя Питера Линча и название фонда «Фиделити Магеллан» мало знакомо русскому предпринимателю, но на Западе, имя этого гения давно стало легендой, а история успеха его компании – образцово показательной. Питер Линч управлял фондом «Фиделити Магеллан» всего немногим более двенадцати лет, но за это время сумел увеличить активы компании с двадцати миллионов долларов до почти четырнадцати миллиардов и превратил небольшой фонд в самый крупный в истории рынка. Более того, и после ухода П. Линча с поста непосредственного руководителя фонда (впрочем, П. Линч остался в компании в должности вице-президента) «Фиделити Магеллан» не сдал своих позиций за последующие годы и увеличил свои активы еще более чем в два раза. Сейчас фонд составляет пятьдесят миллиардов долларов. Такого прецедента в истории фондового рынка еще не было. Во время работы в фонде П. Линчу ежегодно удавалось обеспечивать компании около тридцати процентов доходности по сделанным фондом инвестициям. При этом, как аналитики, так и сам П. Линч считают, что его управленческий гений заключается в нестандартном для инвесторов Уолл Стрит подходе к вложению денег, ведь на анализ фондового рынка П. Линч тратит в среднем около получаса … в год.
Фундаментальный анализ рынка важнее технического
Тогда возникает вопрос, как удавалось этому человеку выбирать подходящие компании для инвестирования. Ответ прост – основываясь на фундаментальном, едва ли не обывательском анализе. П. Линч всегда доверял себе как человеку, не только как профессионалу. Вот несколько показательных примеров того, как действовал П. Линч, решая инвестировать в некоторые компании. Инвестиции в «Тако Белл» (Taco Bell) стали одним из наиболее удачных капиталовложений «Фиделити Магеллан». Широко распространена шутка о том, что П. Линч стал покупать акции компании «Тако Белл корпорейшн» – владелицы одной из крупнейших в США сетей закусочных быстрого обслуживания, – только потому, что ему пришлось по вкусу одно из предложенных блюд. Однако в каждой шутке есть и доля истины. В одном интервью П. Линч приводил пример фундаментального анализа. Он рассказал о том, как было принято решение вложить немалый капитал в акции компании «Хейнс» (Hanes) – производителя колготок, чулок и носков – и потом придерживать их. Жена П. Линча Каролина покупала продукцию именно этой фирмы и была ею очень довольна. Компания заинтересовала П. Линча, и он начал свое исследование – для начала он посчитал, что в среднем обычная американка ходит в супермаркет или в аптеку раз в неделю, а в специализированные отделы с товарами для женщин – примерно раз в шесть недель. «Хейнс» привлекла П. Линча умной маркетинговой политикой: – компания продавала свою продукцию именно в универсальных магазинах и аптеках, таким образом, увеличивая число потенциальных покупателей. Года через полтора после того, как П. Линч «открыл» «Хейнс» у компании появился конкурент – «Кайзер Рот» (Kaiser Roth), который, казалось, ничем не уступал уже известному товарному знаку и даже пользовался определенной популярностью. Следовало ли инвестору быстро продать акции «Хейнс» или придержать их? Чтобы принять решение, П. Линчу нужно было понять чья конкурентная способность выше. Это можно было сделать, либо дожидаясь отчетов о работе компаний, либо – быстрее – убедиться во все на личном опыте. И П. Линч продолжил исследование, купив в магазине сорок восемь образцов продукции конкурирующей фирмы и раздав их сотрудникам в офисе. Через две недели П. Линч уже получил результат – оказалось, что «Кайзер Рот» не выдержала сравнение с «Хейнс», и инвестор утвердился в правильности выбора объекта капиталовложения и в правильности принятого решения о придержании акций компании (через какое-то время их продали «Сара Ли корпонейшн» (Sara Lee Corp.) с огромной прибылью). Похожее развитие получило и инвестирование в известную компанию «Полароид» (Polaroid): жена П. Линча попробовала фотоаппарат этой компании и решила, что моментальные безнегативные снимки весьма и весьма удобны. П. Линч вложил деньги в «Полароид», снова оказался на высоте. Компания достигла потрясающего успеха.
Уже с детства Питер Линч определил для себя, что будет заниматься инвестированием. Однако это решение сформировалось не случайно, а под влиянием определенных факторов, отнюдь не самых радостных. Когда маленькому Питеру было всего-навсего десять лет, его отец скоропостижно скончался, и семье стало крайне сложно сводить концы с концами. В одиннадцать лет мальчику по неволе пришлось заботиться о материальном обеспечении для себя и своих близких, он стал подрабатывать в гольфклубе «Брей Берн Кантри Клаб» города Ньютона (штат Массачусетс), служил там кади боем (мальчиком подающим игрокам клюшки). Игроками клуба были по большей части промышленники, бизнесмены и, конечно, профессиональные инвесторы. Примечателен тот факт, что среди постоянных клиентов клуба был и президент «Фиделити». По признанию самого П. Линча, то обстоятельство, что в течение почти восьми лет юный Линч помогал на поле для гольфа президенту этой компании, сыграло значительную, едва ли не решающую роль, когда Питер проходил собеседование в компанию. Особенно если учесть, что всего на три вакантных места претендовало сразу семьдесят пять человек.
Как известно, именно на середину пятидесятых годов прошлого столетия в Соединенных Штатах Америки пришелся наибольший подъем, пик фондового инвестирования. Маленький Линч жадно ловил и крепко запоминал разговоры биржевых воротил, чтобы потом применить полученные теоретические уроки на собственной. Тем не менее, П. Линч знал, что одного звания недостаточно, для того, чтобы достичь желаемых результатов, необходимо также иметь соответствующее образование. Денег, которые он получал в «Брей Берн Кантри Клаб» вполне могло хватить на обучение. П. Линч выбрал Бостонский Колледж, а после его окончания изучал вопросы финансирования, ценные бумаги и тому подобное при Университете Пенсильвании. Став стажером исследовательского отдела «Фиделити» П. Линч занимался бумажной и химической промышленностью наряду с издательским делом, а после принятия на работу на постоянной основе – текстильным, металлургическим и химическим производствами, тщательно вникая в детали. Поработав несколько лет директором исследовательского отдела, в 1977 году Питер Линч возглавил небольшой и малоизвестный в то время фонд «Фиделити Магеллан», на тот период времени владеющий акциями всего сорока пяти компаний. По словам П. Линча, фонд представлял собой небольшую агрессивную организацию, занимающуюся преувеличением капиталов. Номинально фонд, основанный еще в 1963 году, был международным, но сразу после его основания руководство поставило для зарубежных инвестиций своего рода барьер в виде непомерно высокого налога. П. Линч прекрасно осознавал, что для развития фонда ему необходимо вкладывать и вкладывать деньги в новые копании. Оставалось только правильно выбрать – в какие. Тогда П. Линч и выработал свой неповторимый, да и во многом недостижимый для других стиль работы.