По Волгоградской области на велосипеде
ВВЕДЕНИЕ
О чём эта книга?
Уже много лет с начала одиночных велопоходов мне регулярно приходится отвечать на многочисленные вопросы. Их задают водители, местные жители, начинающие велотуристы, газетные корреспонденты и тележурналисты. Отвечая на все их вопросы, я заметил, что последние имеют свойство повторяться. Чтобы упростить свою жизнь, я решил отобрать наиболее распространённые вопросы и ответить на них в письменном виде. Эта книга пригодится журналистам, начинающим велотуристам, их родителям, друзьям и всем людям, которым интересны вольные путешествия и правила пользования окружающим миром.
Книга разделена на несколько тематических глав: для упрощения поиска ответов на нужную вам тему вы сможете пользоваться указателем в конце книги.
Я понимаю, что по прочтении этой книги у читателей возникнут и иные, дополнительные вопросы. Посылайте их электронной почтой по адресу: [email protected] или звоните по телефонам: (8443) 58-41-08 и 927-535-46-27, 909-380-58-24. Я постараюсь ответить на все наиболее интересующие народ вопросы и внести их в очередное издание.
Как ты начал путешествовать?
Этот вопрос задают все. Когда мне было 13 лет, отец наконец-то купил мне нормальный велосипед. Это был роскошный по тем временам дорожник «Минск» стоимостью 50 рублей. С этого времени я начал носиться на нём с утра и до вечера, накатывая до 90 километров за день по двум областям (мы жили тогда на границе Ленинградской и Вологодской областей). С переездом в Волжский я продолжал кататься здесь, проезжая иной раз уже до 200 км. за день. Так что в велотуризм, куда меня занесло в 2001 году в возрасте 37 лет, я пришёл уже достаточно подготовленным и физически, и морально.
А дело было так. Работая на трубном заводе, я попал в лапы доктора-садюги – цехового зубника и по совместительству родного племянника доктора Менгеле, Игоря Смирнова, заядлого велосипедиста. Он-то и пригласил меня поехать в волго-ахтубинскую пойму на празднование дня туриста в конце сентября. Я взвалил на свой старенький «Минск» взятый напрокат тяжеленный ватный спальник и отправился в новую для меня жизнь. Лил ледяной ливень, сползший с багажника на колесо спальник тормозил велосипед так, что в мешке протёрлась дыра, после чего началась раскисшая грунтовка и наша компания в поисках пути распалась на мелкие группы. Я почему-то увязался за Натальей Недосекиной, которая ломанулась по грудь в холодной воде через камыши вброд… Праздник, конечно удался, особенно мне понравился приготовленный на костре туристический борщ с тушёнкой. «Э, да тут неплохо кормят!»– подумалось мне. И хотя ночь пришлось провести лёжа в луже воды, натёкшей в чужую палатку, где меня приютили, выглянувшее утром солнце рассеяло все сомнения. «Хуже уже не будет»,– решил я.
С весны следующего года меня стали зазывать в категорийные походы. Так я прошёл свою первую «единичку», но этого мне показалось мало. Хотелось кататься больше и здесь в мою дурную голову пришла мысль – объехать все райцентры Волгоградской области. Мысль, конечно, была не из лучших, ибо впоследствии меня посетили такие задумки, как, например, объехать все природные достопримечательности области, все монастыри области или, скажем, все реки и озёра волгоградчины, что несомненно, лучше всего, так как всё-таки вода была бы всегда рядом. Но, коль решено райцентры, значит – райцентры.
Я начал с ближних районов. Первым моим одиночным походом стал двухдневный 200-километровый вояж по маршруту Волжский-Городище-Ленинск-Волжский.Причём, я сразу же решил провести эксперимент с питанием, захватив в дорогу только мёд и орехи. И, знаете, очень даже ничего! Оно и не весит нисколько и сытно! В первый день я проехал на своём верном «Минске» 160 км., потеряв в лесах атлас дорог и изрядно поплутав в дебрях волжской поймы. Ночевал в лесу под Ленинском. Палатки у меня ещё не было и спать я улёгся прямо на туристическом коврике в спальном мешке и сетчатой шляпе от комаров. Однако последние поспать мне так и не дали. Потому что хоть и не кусали , но всю ночь препротивно гундели над сеткой. «Надо приобретать палатку», – пришёл к выводу я.
Следующим одиночным походом стали уже другие ближайшие по удалённости райцентры – Светлый Яр и Быково, ну а потом всё понеслось само собой. Таким образом, проезжая в свободное от безделья время, по 2 – 4 района за сезон, я за 10 лет, объездил все 33 района Волгоградской области и стал единственным человеком, побывавшим во всех райцентрах нашего региона, причём на велосипеде!
Как ты не боишься спать один ночью в лесу?
Это самый распространённый вопрос. А вы что думаете, если я поставлю палатку на городском газоне, я буду там в полной безопасности?
Как относятся к путешествиям твои родители (жёны,родственники и т.д)?
Как любые нормальные люди – с непониманием и беспокойством. Однако имеется комплекс средств, которые я применяю в общении с близкими, чтобы их беспокойство не переросло в панику. А именно: 1. заранее готовлю народ, сообщаю ему, куда и когда собираюсь. 2. увеличиваю дальность своих путешествий постепенно. 3. регулярно звоню и посылаю смски о том, где нахожусь. 4. за 10 лет одиночных путешествий не попадаю во всякие неприятности.
Родители всегда будут стараться знать и представлять, где вы и что с вами. И даже краткий период неведения будет вызывать у них беспокойство. Так, в 2005 году, когда у большинства нормальных людей ещё не было сотовых телефонов, я, следуя из Серафимовича домой, повстречал группу велотуристов, которые предложили мне не спеша прокатиться с ними до Волгограда ещё пяток дней. За эти пять дней моего непрогнозируемого отсутствия, матушка и бывшая жена успели войти в ужас!
Если ваши родственники ещё не так натренированы как мои – ясно, что они могут проявлять ещё большее беспокойство. Поэтому поступайте с ними вежливо, психологически готовьте их заранее, но так, чтобы они осознали неотвратимость ваших путешествий; регулярно звоните им, не напивайтесь и не влипайте в неприятные ситуации, всучите им данную книгу, чтобы родители в ваше отсутствие отвлекались от беспокойства за вас, читая оную.
ВЕЩИ В ПУТИ
Что ты берёшь с собой?
Из наиболее универсальных полезных в дороге вещей следует назвать мозги, язык и рюкзак. Лично я с каждым походом таскаю с собой всё больше вещей: котелок, кружку, топографический атлас, удостоверение личности, пару сотовых телефонов, спальник, палатку, запасную одежду, туристический коврик, складной стул, туристический фильтр для воды «Аквафор», мини-радиоприёмних для фм и средних волн, шляпу-сетку от комаров, баллончик дихлофоса от мух, комаров и клещей в палатке, пару пластиковых бутылок для воды, фонарь, пачку таблеток сухого горючего, аптечку, две запасные велокамеры, набор инструментов, болтов, запасной переключатель скоростей, велокаску, складной нож, тарелку, деревянную ложку, скатерть, подзорную трубу, маленькую треногу для котелка, пластмассовые тапочки. Получается 10—15 килограмм барахла. До прошлого года пользовался армейским полуторалитровым котелком, это отличная вещь для одиночника – в нём можно герметически варить еду и кипятить чай, а крышка служит прекрасной тарелкой для нежидких блюд. Такой котелок можно приобрести у солдатика любой воинской части за пачку «Примы». Однако мой военный котелок недавно сгорел на костре, а мне было в лом доехать до военных и я приобрёл себе стандартный круглый двухлитровый туристический котелок. Проигрывая по некоторым параметрам солдатскому, круглый выигрывает по литражу и времени приготовления пищи. В круглом ужин готовится быстрее!