Смоленские тайны в истории Руси
14 лет назад мне довелось прожить в Смоленске около двух лет. Город древний, интересный, он привлекал к себе внимание какой-то суровой таинственностью.
Очень быстро я заинтересовался его историей. Начал искать литературу, осматривать крепость и музеи. Вскоре я заметил некоторые интересные странности в истории города, да и Смоленщины вообще. Особенный интерес вызвала тема войн и катастроф. Вкратце это выглядит так.
О героическом прошлом Смоленщины и смоленской крепости, о месте Смоленска в истории России известно давно и немало. Казалось бы, всё давно понято, а если что и предстоит узнать, то, разве что, детали. Но так ли это?
Попробуем внимательнее присмотреться к событиям, вроде, обычным и давно известным. Начнём с войн, ведь именно они, как экстремальные состояния, сильнее всего проявляют суть участников.
По Смоленской тематике в первую очередь оценим войны оборонительные, начиная с 17-го столетия, когда Россия сложилась как завершённое государство.
Есть ли в них что-то общее? Пожалуй, есть. Все крупные оборонительные войны проходили через Смоленск по сценариям, имеющим сходство. Где-то далёкая Москва. Сильный и коварный враг углубляется в территорию страны. На его пути всегда Смоленск. Там враг вязнет, изматывается, теряет темп, а тем временем Российские правители собирают силы и глубоко думают, что делать дальше. Потом основная борьба переносится в сторону, а там и победа близко или, по крайней мере, спасение.
На первый взгляд понятно. Смоленск по дороге на Москву, а там и леса, и болота, и партизаны. Забавно разве, что враг вязнет, да ещё название, как нарочно, Смоленск, напоминающее смолу. Вроде знака судьбы. Ну а чего вязнет? Что причиной?
Крепость? География? Люди? Если предположить что крепость, то мы столкнёмся с рядом трудностей. Например, в Северную войну шведы вообще не дошли до крепости. В Отечественную войну при немецкой артиллерии и самолётах старая полуразрушенная крепость, причём не сплошная, была и вовсе примитивной преградой. Может местность и географические условия причина наступательных проблем? Есть же и леса, и болота, и реки. Оно конечно так, но ведь болот и лесов в России всегда хватало и не только возле Смоленска, но именно возле Смоленска у врага начинались серьёзные проблемы. А что касается болот и лесов, то в соседней Беларуси этого «добра» ещё больше, но там враг обычно не задерживался. Да и вообще, а зачем надо было так упрямо всякий раз рваться именно через Смоленск? Что других дорог мало?
Посмотрев на карту, нетрудно убедиться, что Смоленское направление далеко не единственное, ведущее до Москвы. Но почему-то именно через Смоленск всегда тянет врага. Что это? Смоленский гипноз? Итак, ни крепость, ни местность сами по себе не дали ответа на поставленные вопросы.
Может всё дело в населении, героически добивающем врага? Отрицать роль населения в нанесении определённого урона врагу не приходится, однако, и это невозможно признать решающим, особенно в двух сражениях Северной войны и в первые месяцы Великой Отечественной войны, когда победы были определены исключительно регулярными правительственными войсками. В общем, приходится признать, что ни одно из обстоятельств, взятое в отдельности, не объяснит причину смоленского феномена.