Риторика возникла более двух с половиной тысяч лет назад, во времена античной цивилизации: основоположником риторики как науки считается Аристотель (384–322 гг. до н. э.). Однако из текстов самого Аристотеля и из других источников следует, что первый трактат по риторике принадлежал ученику Эмпедокла Кораксу, политическому оратору и оратору судебному (адвокату).
Коракс сформулировал следующее определение красноречия: «Красноречие есть работница убеждения» (др. греч. πειθοῦς δημιουργός). Он же был первым, кто подразделил ораторскую речь на части: вступление (προοίμιον), предложение (κατάστασις), изложение (διήγησις), доказательство или борьба (ἀγῶν), падение (παρέκβασις) и заключение (συμπέρασμα).
Также Коракс считал, что главная цель оратора – не раскрытие истины, а четкость и убедительность. Для чего чрезвычайно полезны всякие софизмы.
Правда, доподлинно неизвестно, существовал ли Коракс на самом деле или был вымышленным героем трудов Аристотеля, которому большинство ученых приписывает создание риторики.
Софизм (от греч. σόφισμα, «мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка, мудрость») – ложное умозаключение, которое тем не менее при поверхностном рассмотрении кажется правильным. Софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики. Примеры софизмов мы рассмотрим в одной из глав.
Аристотель считал риторику прежде всего искусством убеждения, «способностью находить возможные методы убеждения относительно каждого данного предмета» и «общими принципами ведения спора». Искусство спора, так же как и первые школы риторики, появилось именно в Древней Греции. Древнегреческие софисты обучали желающих искусству полемики, целью которой было не раскрытие истины, а доказательство своей правоты любой ценой. Такие приемы и приводили к сознательному использованию ложных положений и умозаключений – софизмов.
Аристотель, Сократ и его ученик Платон критиковали софистов, обвиняя их в безнравственности. К сожалению, сам Сократ не оставил после себя письменных трудов, но его идеи развил Платон: он считал, что доказать истину человеку можно лишь с учетом его психологических особенностей. Аристотель разграничил факты и способы их преподнесения. Данное разграничение подтверждает, что риторика является искусством, которое неразделимо с природным даром красноречия. В то же время она является наукой, которую может изучить каждый.
В развитие риторики внесли значительный вклад ораторы Древнего Рима: Цицерон, Квинтилиан и другие. Законами и правилами ораторского искусства, которые были сформулированы ими, мы пользуемся и сегодня.
В эпоху поздней античности риторика становится учебной дисциплиной. Она подразделяется на общую и частную риторику. Общая риторика изучает принципы построения речи в любой сфере деятельности, а частная – в общении определенного рода: например, в подготовке к конкретным выступлениям (скажем, по случаю праздника или траура, свадьбы или сводки новостей).
В эпоху борьбы христианства с античным язычеством была создана наука о христианском ораторском искусстве, достигшем блистательного развития в IV и V веках н. э. Выдающийся представитель этого ораторского искусства – Иоанн Златоуст. Средневековая риторика почти ничего не прибавляет к античным разработкам в теоретическом плане – она держится правил Аристотеля и поздних теоретиков (Цицерона – на Западе) и лишь перерабатывает их, направляя преимущественно на сочинение посланий и проповедей.
Средневековая риторика занималась в основном не ораторией, а гомилетикой – духовно-нравственным просвещением, воспитанием и обучением. Особенность византийской и западноевропейской средневековой риторики заключается в том, что главный ее предмет – проповедь и богословская полемика.
Задача гомилетики – духовно-нравственное просвещение, воспитание и обучение.
В XVII–XIX веках постепенно развивается частная риторика, в которой формулируются правила создания конкретных видов произведений – судебных речей, проповедей, писем, деловых бумаг, исторических, философских, научных сочинений и т. п.