Я родился 29 сентября 1953 года в семье советской интеллигенции первого поколения.
Отец – Ермолаев Петр Егорович родился 15 августа 1922 года в д. Мачкасы Порецкого района Чувашской АССР в семье крестьян – Ермолаевых (Солдатовых) Егора и Варвары. У отца были старшие братья-Василий, Дмитрий, Федор и сестры-Евдокия и Катерина. Отец был младшим.
Каких – либо документов о прошлом деревни Мачкасы не обнаружено. По рассказам старожилов, возникла она в конце XVII века. Это было время колонизации Россией Среднего Поволжья. По местным преданиям первыми поселенцами стали 8 крестьянских семей из поселения возле монастыря Макария Нижегородской губернии. По словам отца, родоначальником был отставной солдат Ермолай, отслуживший 25 лет в армии Петра I (начало XVIII века) – отсюда вторая фамилия-прозвище-Солдатовы.
Информационная справка
В Указе Петра I от 20 февраля 1705 г. впервые упомянут термин «рекрут», срок службы которого устанавливался – «доколе силы и здоровье позволят», т.е. бессрочно.В 1762 г. император Петр III установил срок службы в армии – 25 лет.
Так в какой армии служил предок? В армии Петра I или Петра III? Видимо начинал в одной, а уходил в отставку из другой. В преданиях рода четко говорилось об армии Петра I.
Семья была по тем временам среднестатистической крестьянской (родители и 6 детей). Пять мужиков в семье – это было определяющим после революции – землю наделяли по едокам.
Информационная справка
После Октябрьской революции 1917 года большевики издали Декрет «О социализации земли», который определял основные задачи в области земельной реформы: уравнительное распределение земли, создание условий, благоприятствующих росту производительных сил.
Мерой распределения земли обычно служил едок (потребительная норма) или трудоспособный (трудовая норма). По числу едоков или трудоспособных делились главным образом пахотные земли. Другие угодья, например сенокосы, делились во многих случаях по количеству скота.
Так что в семье Ермолаевых была земля, 2 или 3 лошади, скотина, 2 борзых охотничьих собаки. До революции 17 года крестьянам запрещалось держать борзых собак. Но в ближайшей округе, по воспоминаниям земляка академика Крылова, было несколько заводчиков этого вида собак. Видимо после революции помещиков прогнали, а их имущество, в том числе и собак, крестьяне поделили между собой. Хотя я так же читал, что «борзых» собак крестьяне уничтожали как атрибут помещичьей власти, но не в этой местности. Да и чисто психологически народ исторически стремился быть повыше в социальной иерархии и уничтожать что то, принадлежащее к высшему классу у крестьян прошлого века не было никакой причины. Крестьяне, хотя и были в общей массе неграмотные, но умом не были обижены.
Отступление 1.
Отец о своем детстве рассказывал мало. Мне запомнился рассказ про охоту с борзыми по первой пороше. Ну, все как у помещиков. Братья на лошадях и борзые рядом выезжали в поля у речки Киша, и встав на заячьи следы, начинали гон. Отличие борзых от гончих – они не шли по следу, а как интеллектуалы из собачьего племени зверя, обладая широким полем зрения, преследовали добычу, следя за ней глазами, т.е. могли идти на перехват по прямой. И верх искусства был, когда борзая, завалив зайца, поджидала охотника, а не потрошила законный трофей. Одну из собак звали Найда. Даже через 50 лет чувствовалось в словах отца и любовь, и горечь утраты. На одной из охот Найда погналась за лисой, но той удалось прорваться в купину берез, а Найда не смогла увернуться на скорости и врезалась в дерево. Отец на руках ее привез домой, но было поздно. Вот такая была порода собак. В дореволюционные времена за борзую могли отдать целую деревню. А уж подарком высшему чиновнику щенком борзой помещикам можно было решить многие проблемы – землицу отжать, сына пристроить на теплое место и т. п.
18 августа 1941 года отец был призван в Красную Армию и направлен в Кронштадт на один из фортов краснофлотцем. Был заряжающим орудий крупного калибра – снаряды поднимали на направляющую ленту вдвоем – значит килограмм 80 – 100. Блокада Ленинграда коснулась и их бригаду. Урезанный паек, отсутствие увольнений в город и др.