Русский писатель Александр Дмитриевич Майборода родился в 1954 году в простой рабочей семье и вырос в шахтерском городе Новошахтинск Ростовской области, что на границе с Украиной.
Родители работали в геологии. Александр избрал военную карьеру.
Окончив в 1975 году Ульяновское гвардейское танковое командное высшее училище, Александр Дмитриевич начал офицерскую службу в одной из частей Тоцкого гарнизона в должности командира танкового взвода.
Впоследствии служил в органах военной контрразведки. В 1980–1981 годах участвовал в боевых действиях в Афганистане.
Первые опыты литературной деятельности Майборода начал после возвращения из Афганистана. Писал небольшие новеллы, которые печатали в газетах Ульяновской области. В новеллах поднималась тема семейных ценностей.
В это же время работал над первой большой повестью об афганских событиях.
События 1991–1993 годов совершили переворот в жизни Майбороды.
Уволившись со службы, он пытался вписаться в гражданскую жизнь. Жизнь, как у всех, была на грани выживания. Приходилось заниматься самыми различными делами. Работал таксистом, корреспондентом в газете, занимался предпринимательством, служил чиновником.
За это время написал около двух десятков повестей. Они не заинтересовали издателей. Издана была только детективная повесть «Приказ на ликвидацию».
Неудачи не убили тягу писателя к литературе. В конце концов именно они привели его к историческому роману, который вызывал у него давний интерес.
В 2010 году в издательстве «Вече» была издана повесть «Святополк Окаянный».
«Приказ на ликвидацию» (2006)
«Святополк Окаянный» (2010)
«Гостомысл» (2011)
«Путь на юг» (2013)
Три загадки донской крепости
Как свидетельствуют археологические исследования, берега Дона и Волги издревле, с бронзового века, были густо заселены славянскими племенами. Существовало множество городов и поселений, от которых ныне почти не осталось следов.
Однако есть одно особенное место: в районе Цимлянска, там, где Волга и Дон сближаются, словно желая воссоединиться, на правом высоком берегу Дона, откуда открывается вид на многие километры вниз и вверх по течению, уже больше тысячи лет возвышаются остатки красивейшей белокаменной крепости.
В старинные времена в этом месте бурный Дон делал излучину и становился мелководным, так что его можно было перейти вброд. Через эту переправу проходил Великий шелковый путь. В исторических источниках говорится, что здесь переправлялись караваны, насчитывавшие от тысячи и более навьюченных животных! Здесь охраняли путь и взимали пошлину.
По предположению археологов, белокаменная крепость была построена в конце VIII века.
Крепость простояла до 1744 года, когда ее стены были разобраны и использованы на строительстве бастионов Старочеркасской крепости. В настоящее время остались валы, рвы, щебень из белого камня.
До сих пор в руинах крепости находится множество предметов, свидетельствующих о жизни обитателей крепости: обломки кухонных горшков, кузнечные инструменты, оружие, сельскохозяйственные орудия, в том числе виноградарный нож. Население кроме обычных культур выращивало и виноград. Находятся обломки амфор – доказательство торговых связей местных жителей с дальними странами.
Чаще всего на территории бывшей крепости находят скелеты – в основном женские и детские. Останки женщин и детей остались непогребенными и находятся под тонким слоем нанесенной веками пыли.
У ног одного из скелетов обнаружено несколько монет – дирхемов. Самая поздняя из которых чекана 799–782 годов. Видимо, монеты были спрятаны в голенище сапога одной из убитых женщин и не найдены врагами. Этот факт позволяет предположить время уничтожения крепости – 800–805 год.
Таким образом, тщательно построенный город простоял не больше трех десятков лет.
Кем был построен этот город и почему он был покинут – никому неизвестно. По строительным приемам крепость больше всего напоминает известные славянские города.
Позже, в 834–837 годах, на противоположном берегу Дона, по просьбе хазар, византийцы построили крепость Саркел. Но это городище не имело никакого отношения к разрушенной крепости.
Странный белокаменный город таит три загадки.
Первая загадка: если на город напали враги, то почему на остатках городища находятся только непогребенные останки женщин и детей? Где останки мужчин, защищавших город? Если мужчины не погибли, то куда они делись? Почему они не вернулись похоронить своих родных?
Вторая загадка: если городище выполняло функцию по сбору денег, то денег там должно было бы быть в изобилии, а в крепости не найдено ни одного клада! Между тем в других старинных городищах их находят достаточно много.
Третья загадка: почему столь удобное и стратегически важное место не было заселено вторично? Хазары и другие завоеватели, захватывавшие позже эти места, при наличии почти целиком сохранившейся цитадели предпочитали строить новые крепости.
Даже в наши дни люди стараются обходить городище стороной. Они утверждают, что над старинными руинами белого города по ночам плавают странные огненные шары и каждого неосторожного, кто осмелится потревожить сон погибших, ждет неминуемая смерть.
В настоящее время загадочное городище официально называют «Правобережное Цимлянское городище». Однако среди местных жителей бытует другое название – «Белая Вежа».
В настоящей повести я попытаюсь дать свою версию гибели донской Белой Вежи.
В конце VIII века нашей эры словенский князь Буревой, как и его предки, стоял старшим над племенами почти всей Восточной Европы. Он судил князей и защищал их племена, когда те не могли самостоятельно справиться с захватчиками – жаждущих чужого добра всегда хватало.
Больше всего славянским племенам досаждали хазары, которые захватили южные земли, лежащие от Волги до Крыма. Хазары взяли под свой контроль проходивший по Дону важный торговый путь из северных словенских земель в южные страны.
В казну Хазарского каганата потекли огромные потоки золота и серебра.
Но, как известно, деньги только больше распаляют жадность, и хазары принялись совершать набеги на окрестные славянские племена и налагать на них дань. А славянское Тмутараканское княжество и вовсе включили в состав каганата.
В это время князь Буревой сражался с морскими разбойниками, терроризировавшими западные границы славянских земель.
Не чувствуя решительного отпора, хазары решили перекрыть и торговый путь по Днепру. В 778 году в одной из стычек с хазарами погиб сын князя Буревоя.
Вот тогда-то терпению князя пришел конец.
Весной 779 года, оставив старшего сына защищать границы от морских разбойников, князь Буревой собрал большое войско и вышел походом на юг.