Александр Задорнов - Православное учение о церковной иерархии: Антология святоотеческих текстов

Православное учение о церковной иерархии: Антология святоотеческих текстов
Название: Православное учение о церковной иерархии: Антология святоотеческих текстов
Автор:
Жанры: Религиоведение / история религий | Религиозные тексты | Христианство
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2012
О чем книга "Православное учение о церковной иерархии: Антология святоотеческих текстов"

Церковная иерархия была создана святыми апостолами по благодати Святого Духа, и принятие иерархичности Церкви Христовой – главный признак принадлежности к ней. Настоящая антология демонстрирует на основании канонических и святоотеческих текстов богоустановленность иерархического порядка в Православной Церкви; в состав включены произведения церковных писателей доникейского периода и эпохи Вселенских Соборов, обличающие заблуждения, направленные против церковной иерархии из-за непонимания природы Церкви и норм христианской жизни в ней.

Бесплатно читать онлайн Православное учение о церковной иерархии: Антология святоотеческих текстов


Приветственное слово святейшего патриарха московского и всея руси кирилла

Возлюбленные о Господе чада Святой Русской Православной Церкви!

Подготовленный Издательским Советом и Учебным комитетом Русской Православной Церкви сборник «Православное учение о церковной иерархии: Антология святоотеческих текстов» – актуальное издание, необходимость в котором давно назрела. Следует сразу оговориться: выход в свет данного небольшого корпуса святоотеческих текстов на тему соборности Церкви и послушания священноначалию – это проявление пастырской заботы о тех, кто зачастую, движимый «благими намерениями», вступает на опасную дорогу рас кола.

Христианская традиция понимает иерархию как богоустановленный порядок жизни человеческого общества, в соответствии с этим и церковная иерархия приобретает значение важнейшего фактора жизни Церкви, которым определяется и авторитет иерархии. Однако сегодня наше общество переживает кризис авторитета. Среди людей не только светских, но и считающих себя церковными часто господствует ложное понимание авторитета, который воспринимается многими всего лишь как неотъемлемый атрибут личной власти. В то же самое время правильное, подлинно церковное отношение к авторитету иерархии является залогом гармонии и стабильности Церкви. Две крайности – абсолютизация авторитета и его отсутствие – чаще всего и приводят к расколу, а причина обоих зол – явная или скрытая гордость. Борцы со всякого рода несправедливостью, которая является принадлежностью нашего падшего, лежащего во зле мира, забывают, что обостренное, гипертрофированное чувство справедливости – чаще всего признак гордыни.

Святитель Иоанн Златоуст, прибегая к образному сравнению, показывает, что смирение, пусть даже сопряженное с грехом, лучше праведности, которую обуяла гордость: «Чтобы знать тебе, какое благо не воображать о себе ничего великого, начертай словом две колесницы. Впряги в одну праведность и высокоумие, а в другую грех со смиренномудрием и увидишь, что колесница греха опередит праведность не по собственной силе, но по крепости сопряженного с ним смиренномудрия; а первая колесница останется позади не по немощи праведности, но по тяжести и дебелости высокоумия»[1]. Констант инопольскому святителю вторит египетский отшельник, преподобный авва Исаия: «Надеющийся на свою праведность и воли своей держащийся не может ни избежать козней диавольских, ни покой найти, ни увидеть, чего в нем недостает»[2].

Сознание современного человека, приходящего в Церковь, являет порой весьма причудливое сочетание диссидентского нигилизма и религиозно-эвристического восторга. Отсюда и такие характерные для постсоветского времени явления церковной жизни, как младостарчество, недоверие к священноначалию и подозрительность по отношению к церковной иерархии. Подлинные старцы всегда знали тайну богоустановленной иерархии и служили со смирением и послушанием Церкви, потому что любили ее. Епископы и священники могут иметь естественные человеческие немощи и ошибаться в принятии конкретных практических решений. Но Бог силен обратить во спасение эти ошибки там, где есть святое послушание. Главное, чтобы оно приносилось не просто тому или иному архиерею, а Самому Первосвященнику Господу Иисусу Христу – это важнейший принцип веры «во едину Святую… и Апостольскую Церковь».

В документе, принятом 4 февраля 2011 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, в главе «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви» говорится, что «…свобода есть одно из проявлений образа Божия в человеческой природе. Однако неправильно употреблять эту свободу для противодействия Богу, создавшему человека (см.: Быт. 1, 27) и Своим Промыслом управляющему миром (см.: Деян. 17, 28). Она не должна использоваться для хулы на Бога, клеветы на Его Церковь и людей. Подобное противление Творцу разрушает установленный Им порядок мироздания, приводит ко многим бедствиям и страданиям в жизни творения».

В 2008 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял Определение «О единстве Церкви». В этом документе, в частности, признана необходимость возгревать дар общецерковного единства, укрепляя сотрудничество епархий, развивая взаимное общение между различными частями Русской Православной Церкви. При этом сочтено важным в полной мере учитывать присущее им национальное и культурное своеобразие, памятуя о том, что уважение к этим особенностям составляет силу нашей Святой Церкви, служит ее росту и единению… Упомянутый документ является «дорожной картой», неукоснительное следование которой способно избавить нас от многих трудностей и помочь приумножить плоды церковного единения.

Осуждение установленной Самим Богом священной иерархии проистекает от незнания или непонимания природы Церкви и норм христианской жизни в ней. Настоящая антология пытается восполнить этот пробел в образовании нынешних христиан, предлагая канонические и святоотеческие тексты, в которых раскрывается богоустановленность иерархического порядка в Православной Церкви и каноническая ответственность за нарушение этого порядка.

Церковь с самого начала своего земного бытия была собранием верующих во Христа, иерархически организованным под водительством апостолов и епископов, получивших преемство от апостолов. Протоиерей Николай Афанасьев так пишет об этом: «Само наименование Церкви, которое мы находим с первых времен ее существования, заключает в себе идею организованного народа, а не сборища [или] толпы, которая исключает из себя порядок и строй…»[3] В первые ц ерковные общины самими апостолами поставлялись епископы и пресвитеры для совершения Евхаристии. Наличие предстоятеля евхаристического собрания было необходимым условием существования церковной общины. Как пишет тот же автор: «Ни одна Церковь не могла существовать ни одного дня без предстоятеля»[4].

Значение церковной иерархии огромно. На протяжении столетий иерархическое служение обеспечивает тождество строя Церкви, преемственность благодатной жизни, неповрежденность веры. Наличие епископства и священства в Церкви обеспечивает ее единство. Поэтому вслед за святым апостолом Павлом обращаемся мы ко всем верным:

Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях (1 Кор. 1, 10).

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Предисловие

Евангельская проповедь обращена ко всем народам (см.: Мф. 28, 19). Пребывающие на территории проживания этих народов общины объединены под властью местного епископата и составляют многообразие церковного единства. Единство Вселенской Церкви не нарушается подобным многообразием благодаря общности веры, миссии и иерархического устройства таких местных Церквей.


С этой книгой читают
Затрагиваемые темы: «О телесном, душевном и духовном», «Опыт исповедания пред Отцом», «Опыт восхождения к умной и умно-сердечной молитве», «О внутреннем зрении», «Как читать Новый Завет», «О том, как пристают бесы. Как ищут вход в тебя. Как развивается его нападение. Способы противодействия с ними» и многое другое.
Навум – іудзейскі прарок; прарочыў у той час, калі бабілёняне захапілі сталіцу Асірыі Ніневію (612 г. да н. э.). У Кнізе прарока Навума мы сутыкаемся не толькі з пропаведзямі, накіраванымі супраць чужых народаў, але і з прароцтвам пра суд Божы і над Ізраілем. Традыцыйнае тлумачэнне кнігі звязана з абвяшчэннем справядлівасці Яхве, які пакарае за ўсе грахі, галоўны з якіх – адыход ад рэлігіі Яхве. Такое тлумачэнне, зразумелая справа, выгадна "зацік
Sofonias profetizou no início do reinado do Rei Josias de Judá, por volta de 640-610. AC e. O livro do profeta Sofonias, composto por três capítulos, tem um conteúdo bastante geral. O escritor denuncia a idolatria dos seus compatriotas, convence-os ao arrependimento e ameaça-os com a ira de Deus. A ideia central do Livro de Sofonias é a crença na vinda do julgamento de Deus sobre o mundo inteiro. Deus pode permitir tal julgamento porque sua autor
Sophonie a prophétisé au début du règne du roi Josias de Juda, vers 640-610. avant JC e. Le livre du prophète Sophonie, composé de trois chapitres, a un contenu assez général. L'écrivain dénonce l'idolâtrie de ses compatriotes, les convainc de se repentir et les menace de la colère de Dieu. L'idée centrale du livre de Sophonie est la croyance en la venue du jugement de Dieu sur le monde entier. Dieu peut se permettre un tel jugement parce que son
Зима 1920 года. Разгромом Директории адмирала Колчака отнюдь не закончилась война в Сибири. Великий край продолжал бурлить и плескать кровавой пеной междоусобиц. Новая власть многим сибирякам пришлась не по вкусу, и покатилась по городам и селам бунтовская волна – Барабинск, Николаев, Камень-на-Оби, Колывань, – грянула сибирская Вандея…«Сибирская Вандея» – одно из наиболее ярких и беспощадных в своей правде произведений бывшего чекиста и известно
Цикл рассказов о Гражданской войне сибирского писателя Кондратия Урманова.«... Каждый день с запада и востока приходят поезда; из прокопченных, загаженных теплушек, через изрубленные, незакрывающиеся двери выпрыгивают иззябшие люди и идут по широкой тропе в камышах на виднеющуюся вдали синюю маковку ивановской церкви.Одни из них ищут тихое логово, чтобы спрятать свой ужас перед грозным и неизбежным, другие, - чтобы в медлительную, раздавленную жи
«В последнее время его все чаще тянуло репетировать. Он садился напротив окна, включал тяжелую музыку, брал незаряженный пистолет и подносил ствол к виску. Через минуту, две или три он нажимал на спуск. Репетировал. Так он это называл. Чем не духовное упражнение? Даже если знаешь, что обойма пуста и нет патрона в стволе… ну а вдруг? Маленькое, ничтожное «вдруг», обладающее исчезающей, почти чудесной вероятностью, превращало это пошлое действо в о
Даже спустя десяток лет Максим Голиков так и не может вспомнить, каким образом ему удалось выбраться из психушки. Черное пятно в его личном календаре простирается от неразберихи и апатии конца девяностых до восьмого года нового столетия, изрядно забрызгав еще много страниц, но об этом он как раз жалеет менее всего. Все происходившее раньше представляет собой пунктирную линию, штрихи которой отмечают события важные или довольно никчемные и перемеж