В одном небольшом городке, который расположился на берегу полноводной реки, жили-были юные рыболовы Колька и Толька, Венька и Вовка.
Таких городков в нашей стране много, но юных рыболовов, о которых рассказано в этой книге, нет нигде.
Еще никто в мире не ловил рыбу так, как наши ребята. Ни у одного рыболова не было столько веселых и забавных приключений, сколько их было у ребят. А взрослые рыболовы городка даже завидовали их весомым уловам.
Кто и когда научил наших ребят так хорошо и умело ловить рыбу?
Как ни странно, но все началось с маленьких рыбок или мальков. Это они, словно маленькие золотые рыбки, подарили ребятам удачу и навсегда наполнили их сердца любовью к рыбной ловле и к реке, и, значит, и к Родине.
А начиналось это все так…
После весеннего половодья вода светлеет и к берегу устремляются мальки. Их много, очень много на песчаных отмелях. Кажется, что маленькие рыбки заполонили все водное пространство.
Мальки смело тычутся в мальчишеские ноги, надоедая рыболовам. Мы стараемся не замечать эту подводную возню, но и нашему долготерпению приходит конец.
– Как щекотно! – закричал Венька и прыгнул, словно кенгуру, далеко в сторону.
Мальки, испугавшись, на мгновение исчезают в темной глубине реки, но через минуту снова появляются около нас.
Мы с ребятами продолжаем стоять по колено в воде и не дышим, потому что пытаемся выудить в первый раз в жизни крупную плотву, которую видели вчера на мели. Но хитрая и осторожная плотва не клюет.
Мальки снова смелеют и начинают ласково щекотать наши ступни и голени плавниками.
– Колька и Толька, – прошептал Венька, а потом, бросившись в глубину, закричал. – Ура! Вперед! За мной!
Потом Венька выскочил, как ошпаренный, из холодной пучины на берег и стал брызгать в нас водой.
Мы с Толькой, следуя за другом, бросаемся в погоню за мальками. Мы быстро бежим по песчаному берегу, брызгая друг в друга водой, и начинаем гонять мальков. Они уплывают в глубину реки исчезающей тенью и появляются опять в другом месте. Мы решаем их поймать. На берегу валяется липовая кора – это кто-то обдирал ее, заготавливая на зиму мочало, и оставил с прошлого года. Мы несем кору в воду и, словно неводом, окружаем стаю. Она мечется, не находя себе места, и невольно приближается к берегу. Мы сводим концы нашего невода вместе и делаем запруду, для чего обкладываем кору с внешней стороны песком. Получился бассейн, в котором мечутся обезумевшие мальки. Некоторые из них выпрыгивают на берег и тщетно пытаются попасть в желанную воду. Мы собираем белые комочки, сверкающие на солнце, и бросаем их в реку. Немного поплавав бездыханно на поверхности, они приходят в себя и, вильнув хвостиками, уплывают в глубину.
Мы ложимся веером вокруг нашей запруды прямо на песок и смотрим, постигая жизнь оставшихся подводных обитателей.
Кроме мальков, туда попали пиявки, жучки, водомерки и другая живность. Весь этот мир мы открываем для себя в первый раз, наблюдая необычные скачущие, ползущие, плавающие и извивающиеся существа, названия которых мы еще плохо знаем. Первое и прямое общение с невидимой ранее природой пробуждает в нас любопытство. Мы завороженно глядим на этот мир дремучих трав и вечной воды. Мы делаем первые шаги в природу, еще не понимая этого.
– Пойдем купаться! – крикнул Венька и, неожиданно для всех, делает в запруде проход, куда устремляются вода, мальки и прочая живность.
Через несколько секунд все было кончено. Наш бассейн разрушен и лишь кучи песка, оставшиеся на берегу, напоминают о нем. Стая мальков, вырвавшись на свободу, уплывает в глубину.
Мы никогда не будем знать о том, что мальки будут долго помнить о нас с благодарностью.
Из года в год они будут, возможно, шептать своему новому потомству о мальчишках, которые отпустили их в родную стихию. Новые мальки всегда будут смело выплывать из глубины и с любопытством смотреть на маленьких ребят. А за мальками будут плыть окуньки и плотвички, за ними будут плыть окуни, судаки и щуки и все подводное царство.
А мы с ребятами тут как тут! Вот почему мы всегда будем с уловом! Но это все случится потом не в один день и не в один год.
А пока, позабыв все на свете, мы бежим по песчаному берегу нашей красивой реки, догоняя друг друга, и толкаемся, падая в теплую воду.
Это наше детство, прекрасное детство – тот светлый миг, который зажигает нашу путеводную звезду.
Всегда, когда я стою один на берегу реки, я читаю вполголоса свои стихи о реке, о траве, о рыбной ловле и обо всем том, что любо и дорого моему сердцу.
По росистой траве я иду
И укромное место найду.
Там у берега светлой реки
Вечно любят ловить рыбаки.
Там такие места, словно рай.
Ты любое себе выбирай.
Каждый будет там счастлив всегда.
Как прекрасна ты, чудо-вода!
Нет прозрачней ее и светлей.
Набирай сколько хочешь и лей.
Не убудет она никогда.
Плещет ласково детства вода.
Ах, какая, какая пора!
В брызгах солнца бежит детвора
Там по берегу быстрой реки.
Этот миг помнят все старики.
Через пальцы сочится вода —
Наша жизнь. Все вернется сюда —
В речку детства – на круги своя.
Где ты, капля? – Там счастлив был я!
Всегда, когда ловишь рыбу с берега, кажется, что на другом берегу ловится лучше. И места там лучше и рыба. Мы с Венькой решаем любым путем попасть на противоположный берег. Мы находим неподалеку большой пень и спускаем его на воду. Раздевшись, мы связываем одежду в узелок, а потом кладем его вместе с удочками на пень. Толкая его вперед, мы плывем на тот берег.
Вода посередине реки холодна. Всегда, когда я плыву на глубине, я боюсь, что меня вдруг схватит какое-нибудь чудище или огромная рыба. От страха я еще сильнее гребу руками, толкая пень, и, как ошпаренный, выскакиваю на берег. Венька чуть отстает, но вот и он рядом со мной. Одевшись, мы берем удочки и идем ловить в ближайший залив, заросший камышом и кувшинками.
Я осторожно пробираюсь сквозь густые заросли камыша. Неслышно раздвигаю камыш и забрасываю наживку в окошко между кувшинками.
Через несколько секунд поплавок исчез. Я подсекаю. И, о чудо! Красноперка! У нее ярко-красные плавники, а чешуя отливает серебристой бронзой. Я снимаю рыбку с крючка и бросаю ее на берег в ямку с водой и закидываю наживку вновь. Все повторяется сначала. Я еле успеваю вновь закидывать наживку и снимать рыбу с крючка.
Через час мне стало холодно стоять в воде и я вылезаю погреться на берег. Венька с увлечением ловит окуней рядом со мной. Вот он подсекает большого окуня, но тот заводит под корягу – зацеп! Крючков в запасе у нас с собой нет. Венька лезет в воду отцеплять крючок, но все усилия его напрасны: леска оборвалась и крючок остался на коряге.