Эта книга – пособие по самопомощи. Я психотерапевт и 30 лет помогаю людям. Все это время мы с клиентами работаем бок о бок. Книга – результат моего совместного с клиентами творчества. Она написана для тех, кто хочет помочь себе сам.
Есть несколько форм работы с психотерапевтом. Это могут быть дискуссии или использование различных техник. Но есть еще один вид работы – самопомощь. Самопомощь – это те приемы, которые можно использовать самостоятельно для улучшения качества жизни.
Одна из таких техник – «Прощальное письмо к симптому» – является способом перепрограммирования сознания. Она предложена основателем позитивной психотерапии Носсратом Пезешкианом. Суть приема сводится к написанию по определенным правилам письма к деструктивной части себя. Как же можно проститься с симптомом?
Чтобы избавиться от того, что мешает нам жить нормально, сначала мы анализируем то, чему нас могло научить страдание. Потом объясняем, почему хотим расстаться с симптомом. Далее пишем, чему предстоит научиться после исчезновения проблемы. Это письмо надо читать в течение 10 дней.
В книге представлены письма, написанные моими клиентами к различным симптомам. Я немного отредактировала тексты и снабдила их своими комментариями.
Я выбрала те проблемы, с которыми мне приходилось наиболее часто сталкиваться на практике. В книге представлено 100 симптомов. Если у читателя обнаружатся схожие с описанными проблемы, он может использовать письмо, предложенное в книге. Можно изменить содержание письма с учетом личной жизненной ситуации.
Кроме того, вы можете создать индивидуальный текст программирующего письма. В книге предложены правила написания прощального письма и алгоритм работы с ним.
Недавно меня спросили: «Кем вы по-настоящему восхищаетесь?» Я ответила: «Своими клиентами». Это чистая правда. Иногда кажется невероятным, как люди могут справляться с ситуациями, которые предлагает им жизнь. Мысленно ставя себя на место клиентов, я думаю, что никогда бы не справилась. А они находят выход. И справляются. И меняют свою жизнь самым фантастическим образом.
Гениальных людей намного больше, чем кажется. Их даже больше, чем тех, кому сейчас направо и налево раздается такое «звание». Практически каждому человеку дается шанс стать творцом собственной жизни. Стать гением. Микеланджело говорил о том, что его задача – отколоть от глыбы мрамора все лишнее, чтобы проявилась статуя, скрытая в камне. Примерно такая же задача стоит перед каждым из нас – отсечь от массива обстоятельств, наследственности и воспитания все лишнее, создавая шедевр своей жизни.
Глава I. Самопомощь, саморазвитие и самообман
«Самопомощь, саморазвитие и самообман» – общим для этих сложных слов является первый корень «сам». Очевидно, что имеются в виду три действия, направленные на себя. А вот дальше начинаются различия. Мы можем себе помочь в некоторых ситуациях. Мы можем себя развить, сделать лучше. Мы можем себя, наконец, обмануть. Иногда мы не замечаем, когда вместо помощи начинаем обманывать себя. Или заниматься самосовершенствованием, не имея для этого достаточных ресурсов. В этой главе мы постараемся разграничить эти три вида взаимодействия с самым близким существом на свете – с самим собой.
Мы становимся взрослыми, когда можем сами о себе позаботиться. С момента рождения взросление неразрывно связано с физическим ростом и до определенного момента определяется им. Все этапы развития самостоятельности ребенка сначала напрямую зависят от физических показателей. Невозможно научить новорожденного завязывать шнурки или объяснить двухлетнему малышу, почему надо переходить дорогу на зеленый цвет светофора.
Психологическое взросление начинается с того, что маленький человек учится жить по правилам общества. Сначала жить и дружить с членами своей семьи, потом – со сверстниками и, наконец, со всем большим миром. До подросткового возраста идет процесс усвоения правил. И тут тоже все непросто. Истины, транслируемые ребенку извне, неоднозначны и часто противоречат друг другу. Мы сплошь и рядом сталкиваемся с тем, что родители говорят одно, а поступают по-другому. Наверняка вы были свидетелями того, как побагровевшие от натуги «взрослые» кричат друг другу: «Не смей на меня орать!» Малышу сложно разобраться в противоречивых родительских посланиях. Кроме того, некоторые правила ему категорически не подходят просто потому, что он – другой. Например, застенчивому ребенку можно сколько угодно говорить о важности общения. Он все равно будет уставать от людей и стремиться к уединению.
Маленький человек часто страдает, пытаясь адаптироваться к тому, что от него хотят. Даже если он будет против, ему некуда деться от воли взрослых. Он не самостоятелен. Настоящая психологическая самостоятельность зарождается в подростковом возрасте. Тинейджеры задают себе вопросы: «Кто я? Каков я? Какие правила мне нужны, а от каких я могу отказаться?» В этот период появляется не только возможность, но и необходимость для осознанной самопомощи.
Очевидно, что самопомощь необходима для того, чтобы выйти из состояния дискомфорта. Взрослый человек старается самостоятельно выйти из ситуаций, доставляющих ему отрицательные эмоции. Он пытается каким-то образом изменить свое поведение, свою реакцию на случившееся или оценку ситуации, которую рассматривает как негативную. Даже если мы обращаемся к специалисту, это будет самопомощью. Решение дойти до психолога нами принималось самостоятельно.
Как правило, переживая не лучшие моменты жизни, за исключением экстремальных ситуаций, сначала мы стараемся проанализировать и понять причины неприятностей. Мы пытаемся ответить на вопросы: «Что я делаю не так? Что со мной не так? Какова моя степень ответственности в том, что со мной происходит?» Попытка осознать происходящее или происходившее может растянуться на годы. Длительность осознавания зависит от частоты проверки на практике промежуточных результатов размышлений. Например, у кого-то не складывается личная жизнь. И человек решил, что причиной тому его пассивное поведение. Он разворачивает бурную деятельность: регистрируется на сайтах знакомств, начинает ходить на свидания. В результате все срастается, он находит свое счастье. В том случае, если активность не помогает, возникает следующее предположение: «Возможно, я как-то не так общаюсь?» И опять необходим этап экспериментов. В том случае, когда изменений в поведении не происходит или первая попытка что-либо изменить оказывается последней, на сцену выходит самообман.
Самообман начинается с того момента, когда человек придумывает теорию, объясняющую его неудачи. Постоянно приходится сталкиваться с запросом: «Почему это со мной происходит? Объясните мне, в чем причины моих проблем?» Возникнет иллюзия, если я скажу: «Ваша депрессия произошла из-за того, что вас в пятилетнем возрасте уронили с дивана» – и проблема решится. Мне ни разу не приходилось встречаться с тем, что подобные объяснения кому-то помогли. Совершенно непонятно, что делать с этим знанием. Следовательно, в качестве противовеса начинается поиск другой теории, которая сможет отменить выводы предыдущей и подскажет, как жить правильно. Из-за отсутствия проверки действием новая концепция также оказывается неэффективной. Идея не лечит. Целебным становится любое новое действие, пусть даже и ошибочное. Поэтому выражение «зри в корень» в контексте конструктивного изменения жизни часто оказывается как минимум неполезным. Лучше ориентироваться на ресурс.