Когда тема прощения появляется в беседах Ошо, это, как правило, является побочным продуктом осознания, «принятия пространства», понимания того, что вынашивание обиды или мысли о мести никому не вредит больше, чем самому себе. «Прощение», в отличие от многих других понятий серии «Ключи к новой жизни», – это слово, которое Ошо использует нечасто. На самом простом уровне – там, где оно не является предметом рассмотрения, – это то, что происходит, когда мы отпускаем (или иногда прорабатываем) всё, что является не экзистенциальным и не имеющим значения здесь и сейчас в нашей жизни.
Здесь в дело вступает близкое слово – «покаяние». Допустим, нас что-то спровоцировало, и мы разозлились. Мы набросились на другого с намерением причинить ему боль и наговорили такого, чего лучше было бы не произносить. Это возможность вспомнить, что наша задача – наша первая задача – обратить на это внимание, принять к сведению, признать, чтобы взять на себя ответственность. И если мы обнаружим, что действительно действовали бессознательно и неправильно, то покаяться – осмысленно, с полным осознанием, чтобы подобное не повторилось.
Как мы узнаем, читая эти страницы, на другом уровне прощение – это уникальный религиозный подход к общей проблеме нашей человеческой сущности. Животные не страдают от такой проблемы, которая заключается в нашей склонности делать вещи, о которых мы позже сожалеем. Да и вообще делать то, что мы хотим, несмотря на то что наши родители, церкви, учителя говорят нам, что это «греховно» или «неправильно». Нам нужно прощение, потому что мы всё равно это делаем. В иудео-христианском контексте мы проводим много времени в молитвах о том, чтобы нас избавили от зла, не вводили в искушение и простили, когда мы сбиваемся с пути. Прощение – это предпосылка для того, чтобы стать счастливыми или искупленными.
На Востоке, с другой стороны, место большинства этих вещей занимает идея кармы. Ад, в котором мы живем сейчас, является естественным следствием наших плохих поступков в прошлом. Счастье, которое мы испытываем сейчас, богатство или хорошая репутация – это награда за то, что мы хорошо вели себя в прошлом. И более того, если христианство говорит нам только про одну жизнь, чтобы разобраться во всем, то восточные религии предполагают много жизней. Прощение – это второстепенный, незначительный игрок в кармической драме, в которой мы все здесь участвуем. Мы можем не торопиться – на горизонте нет Судного дня, когда мы либо спасемся в самый последний момент, либо пропадем навсегда.
В этой книге Ошо раскрывает нюансы, исследует причины и проливает свет на пересечения восточных и западных подходов к понятию прощения и связанные с ним представления о грехе, вине, стыде и покаянии, а также на их последствия в прошлом, настоящем и будущем.
Сарито Кэрол Нейман,
составитель и редактор,
Международный фонд Ошо
(Osho International Foundation)
Книги Ошо не «написаны», это записи его бесед. Эти беседы были импровизированными, происходили без опоры на какие-либо записи, кроме вопросов, текстов историй или священных книг, которые его просили прокомментировать, или шуток, которые он рассказывал, чтобы донести до слушателей определенную мысль. Он попросил своих издателей сохранить это качество устной речи в своих печатных книгах.
Из его слов слушателю совершенно ясно, что, когда Ошо говорит о «человеке», он имеет в виду «человеческих существ». Использование им местоимения «он» по умолчанию просто способствует легкости и плавности речи и никоим образом не означает, что «она» (или «они») отвергается или игнорируется.
Стоит иметь в виду уникальную точку зрения Ошо:
Медитирующий не является ни мужчиной, ни женщиной, потому что медитация не имеет ничего общего с вашим телом и не имеет ничего общего с вашим умом. В медитации вы просто чистое сознание. А сознание не является ни мужчиной, ни женщиной.