Алексей Мелёхин - Психоаналитическая психосоматика. Идеи Андре Грина: от теории к практике

Психоаналитическая психосоматика. Идеи Андре Грина: от теории к практике
Название: Психоаналитическая психосоматика. Идеи Андре Грина: от теории к практике
Автор:
Жанры: Психоанализ | Клиническая психология | Зарубежная психология
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2022
О чем книга "Психоаналитическая психосоматика. Идеи Андре Грина: от теории к практике"

В данной книге предпринята попытка проследить вклад современного французского психоаналитика Андре Грина в понимание функционирования психосоматического (соматизирующего) пациента в сравнении, дополнении с Парижской психоаналитической школой психосоматики (П. Марти, М. Фэн, М.де Мюзан). Особое внимание уделяется специфике функционирования не-невротических пациентов (процессам соматизации и расщепления). Рассмотрен вклад Парижской школы в понимание психосоматического функционирования. Показаны точки соприкосновения и расхождения А. Грина и П. Марти. Детализирован экономический подход к пониманию соматизации у пациента. Дифференцированы понятия: истерического, ипохондрического и соматического синдрома, соматического кризиса, негативной галлюцинации тела, белого психоза, фаллического нарциссизма, эссенциальной депрессии в психоаналитической психосоматике. Особое внимание уделяется специфики психоаналитического лечения при психосоматическом коллапсе у пациента.

Бесплатно читать онлайн Психоаналитическая психосоматика. Идеи Андре Грина: от теории к практике



«У психосоматического пациента психическая активность (подвижность) репрезентаций недостаточна и сводится к роли сопутствующих отношений с внешним объектом, в связи с этим часть направленной энергии субъекта ускользает от умственной работы по обработке и интеграции и может в итоге нарушать телесное функционирование»

Пьер Марти


Невозможно говорить о психосоматике, не принимая во внимание процесс разрушения психического пространства, которое в нем участвует

Андре Грин


«Судьба организации формы влечений, которая применима к психосоматическому функционированию, будет характеризоваться ранним разрывом ее связи с будущим объектом, отсоединением энергетического компонента влечения от объекта, на который оно нацелено, оставляя его на произвол судьбы…»

Андре Грин


«Если кто-то задумается о психосоматике, то поймет, что в работах З. Фрейда есть доля правды. В психосоматике внутренняя деструктивность по отношению к телу развивается из-за неудачи нарциссизма. Это люди, которые не способны защитить себя, заставляя нарциссизм отвергать деструктивность, и поэтому они впадают в психосоматическую деструктивность. Поэтому идея о том, что нарциссизм – это первое сопротивление разрушению, кажется мне интересной»

Андре Грин


Клиническая практика определяет психосоматику как один из способов исследования пространства дементализации

К. Смаджа


ПРЕДИСЛОВИЕ


В современной психиатрии, психотерапии и клинической психологии чаще всего говорят о «психосоматическом», «психосоматозах» примитивизируя данные понятия, в отличии от клинического психоанализа, который делает акцент на «соматопсихическом», «соматизации», «негативной галлюцинации тела» как форме психического функционирования и организации субъекта.

В отличие от медицинского подхода к психосоматике, который рассматривает пациента с начальной точки его или ее болезни, психоаналитический подход начинается с определения процесса соматизации в психическом функционировании пациента. Таким образом, клинические подходы к психосоматическим пациентам могут появиться только через фильтр отношений, которые психоаналитик устанавливает с пациентом.

Мы рассматриваем процесс соматизации как цепочку психических событий, которые способствуют развитию соматической жалобы. Обычно проводится различие между двумя модальностями процесса соматизации: процессом соматизации через регрессию и процессом соматизации через разрядку. Что противостоит этим двум движениям, так это качество процесса ментализации, из которого они развиваются.

Пациент склонный к частым соматизациям связывает свое тело и внешнюю реальность, подавляя при этом все, что относится к уму. Большая часть психических свойств пациентов склонных к соматизации, особенно с тяжелой соматической дезорганизацией, доступна для клинического и теоретического понимания на основе модели деобъектизирующей функции влечения к смерти. А. Эйзенштен пишет, что «все больше сталкивался с пациентами, которые относятся к своему телу как к чужой стране». Ее фраза приблизила меня к тезису Д. Винникотта, в котором интеграция психики и тела составляет основу истинного «Я». Мимоходом отмечается определенная близость между механическим функционированием и ложным «Я», в частности специфическим комформизмом пациентов склонных к частым соматизациям.

Соматизации является довербальным физическим проявлением психических (нарцисстических) ран у пациента, которые можно понимать как пограничные состояния (по А. Грину), в которых тело действует как движущаяся граница, чтобы защитить себя от вторжения. С помощью психоаналитического лечения и психосоматической регрессии пациент способен взглянуть в лицо своим первоначальным ранам и добиться стойких характерологических изменений. «Излечиться» от стойких и жизнеугрожающих соматизаций означает получить доступ к невербальному материалу, отделенному от психики, и преобразовать его в речь. Это происходит через перенос и контрперенос в анализе, в котором первоначальные раны, вызвавшие расщепление психики и тела, рассматриваются и прорабатываются в отношениях, заживая с течением времени. Также невозможно понять психическое функционирование и проводить эффективное психоаналитическое лечение данных пациентов, если не учитывать работы Парижской психосоматической школы (дефекты в ментализации, оператуарное мышление, эссенциальная депрессия, соматоз, дезорганизация) и концепции Андре Грина (например, работа негатива, понятие негативной галлюцинации).

В данной книге впервые в России предпринята попытка проследить вклад французского психоаналитика Андре Грина в понимание процесса соматизации и дополнении ряда концепций Парижской психоаналитической школы психосоматики (П. Марти, М. Фэн, М.де Мюзан и др.).

Взгляды А. Грина можно условно разделить на три периода: 1967-1970 г; с 1980 по конец 1990; 2000-2010 г. Они удивительны обширны, плодотворны и охватывают большое количество тем применительных для психоаналитической психосоматики.

В настоящей работе особое внимание уделяется дифференциации понятий «истерический», «соматический» и «ипохондрический» симптом. Также понятию «соматизация» в психоаналитическом ключе. Представлен цикл соматизации на примере пациента А. Грина с головной болью. Показано, что у не-невротических (пограничных) пациентов расщепление по отношению к внешней стороне состоит из защиты, которая защищает от вторжения со стороны объекта, в то время как то, что происходит по отношению к соме (а не либидинальному телу), что способствует соматизации.

Представлены гипотезы А. Грина насчет психосоматического функционирования (коллапса) пациента. Показаны точки соприкосновения и расхождения А. Грина и П. Марти. Дифференцированы понятия: «первичная» депрессия и эссенциальная депрессия; белый психоз и эссенциальная депрессия. Описано отличие «негативная галлюцинация тела» от «негативной галлюцинации» как формы негатива. Представлена роль объективирующей функции влечения жизни и деобъектизационной функции влечения смерти для понимания соматизации. Детализирован фаллический нарциссизм и его связь с соматизацией. Прослежена связь между форклюзией, дефицитом ментализации и психосоматическим функционированием. С практической точки зрения в книге представлена специфика фрейминг-структуры, психоаналитический кадра, переноса, контр-переноса и завершение лечения у данной группы пациентов. Сделан акцент на роли негативной галлюцинации как потенциального пространства и работе сновидений.

Книга, которую вы держите в руках – это уникальное, непростое путешествие в психическое функционирование пациентов склонных к частым соматизациям. Из-за специфики стиля изложения, терминологического своеобразия данная книга в первую очередь адресована практикующим клиническим психологам, психоаналитикам и врачам-психотерапевтам работающим с пациентами склонным к психосоматическим коллапсам. Также она будет полезна студентам психологических, психоаналитических и медицинских вузов, интересующихся современным состоянием психосоматической медицины, психоаналитической психосоматики, работами Андре Грина. и Парижской психосоматической школы.


С этой книгой читают
Это первая адаптированная для России брошюра самопомощи на основе когнитивно-поведенческой терапии по минимизации социальной тревоги. Она написана как путеводитель по упражнениям для людей, страдающих от социальной тревоги или фобии (на англ. social anxiety disorder, social phobia), а по-простому – страха публичных выступлений, «новых мест», «ответственных» мероприятий, «важных» людей и ситуаций. Последнее время я как клинический психолог сталкив
Первая в России брошюра самопомощи для людей с синдромом беспокойных ног. Включает в себя информацию о причинах возникновения данного расстройства и способах лечения. В брошюре приводятся диагностические тесты для выявления у себя симптомов и степени выраженности синдрома беспокойных ног, хронической бессонницы, симптомов депрессии и тревоги. Представлены когнитивно-поведенческие рекомендации по управлению симптомами беспокойных ног и хронической
Постоянно увеличивающийся темп жизни, неустойчивость социальной обстановки, аномия, требуют от человека живущего в мегаполисе интенсифицировать те индивидуальные психологические ресурсы, которые позволят ему менее травматично, гибко адаптироваться к меняющимся условиям жизнедеятельности. На данный момент у большинства людей наблюдается неустойчивость в равновесии между истощением и мобилизацией психологических ресурсов, что отражается на их спосо
Рекомендация как жить с химической зависимостью и получать удовольствие без психоактивных веществ.
Манифест – это очень важный документ, который способен изменить мир. Сейчас мы живем в эпоху империализма и социалистических революций. Революция ранее рассматривалась материалистически, то есть характеризовалась изменением политэкономического строя. А вы задумывались, что происходит в психике большинства людей в период кризисов? Что чувствуют люди и почему? Мне удалось провести психоанализ психики общества. И я увидел там задержки развития, от к
Эта книга о внутренних конфликтах, о мире, внутри моего подсознания и личностях, что поселились в нем. Я написала ее, чтобы разобраться в себе, чтобы узнать себя и надеюсь, что и ты откроешь для себя что-то новое, что также поможет тебе найти гармонию внутри, побороть свои слабости и открыть новый путь, новые возможности, новую версию себя.
Спонтанные рисунки… Они выдают то, что сидит сейчас в вашем подсознании. И каждый рисунок можно довольно быстро расшифровать и по нему рассказать очень многое о человеке. Часто ли, сидя на работе, на учёбе, вы рисуете такие малопонятные или просто хаотичные рисунки? Разные квадратики-кружочки или другие фигурки… Обычно мы рисуем такие вещи от скуки или для того, чтобы успокоиться. В любом случае эти, казалось бы, эти неосознанные рисунки – вовсе
В книгу вошли два исторических романа об эпохе поздней античности и раннего христианства. Первый роман – «Перед жертвенником лугдунским» – переносит читателя во II в. по Р. Х., во времена императора Марка Аврелия, повествуя о веке утонченных языческих интеллектуалов и пламенных христианских мучеников. Действие второго романа – «Сад заповедный» – развивается на протяжении второй половины IV – начала V в., в период угасания язычества в христианской
Благородная леди не должна использовать проснувшуюся магию для мелких подлостей и нервировать окружающих. Благородной леди не полагается ругаться, как продажной девице, по-мужски скакать верхом и хамить старшему в роду. Благородная леди не имеет права ненавидеть брата и при этом смотреть на него так, как не полагается смотреть на братьев.И уж точно благородной леди не нужно сбегать из дома, притворяться ведьмой по найму и пытаться укрыться от пол
В мире, где правит наука, два лучших друга – доктора Лиам Колдуэлл и Итан Синклер – великие умы. Вместе они работали над новыми технологиями. Роботы-граждане становились неотличимыми от людей.Лиам искал государственные контракты, а богатые элиты присоединялись к нему. Демократия и свобода уничтожались.Итан создал Horizon Initiative, чтобы остановить InfiniCorp. Итан одержал верх, остановив Лиама и внедрив вирус для возвращения человечности. Мир в
На рубеже веков «Космополис архаики» обрел негласный статус последней великой русскоязычной книги. Масштаб эсхатологических картин, совершенство письма, его метафоричность, символика образов ставят произведение нашего современника в один ряд с выдающимися литературными памятниками разных эпох. По сути «Космополис архаики» представляет собой элитарную художественную энциклопедию всемирного интеллектуализма. В России книга ранее не издавалась.