В аэропорту Фьюмичино мы приземлились с опережением графика. Затем самолёт отвезли к терминалу и пристыковали к телепорту. Просто замечательно!
В этот раз очередь на паспортном контроле наблюдалась у обладателей европейских паспортов. Мы же прошли пограничников просто моментально. И багаж нам выгрузили быстро. Так что в 11-45 уже искали, где останавливаются междугородние автобусы. У багажной ленты Натка приметила монитор с табло и заметила, что нам нужен перрон номер 8. Нашли его без проблем.
Автобус подошёл в 12-33, народу на него собралось немного. Билеты продавал сам водитель. Доехать до Перуджи стоило 22 евро с человека. Если учесть, что только билет на «Леонардо Экспресс» до вокзала Рома Термини обойдётся сейчас 14 евро на одного, а там ещё за региональный экспресс примерно столько же платить, то автобус однозначно выигрывает у поезда. И по времени получалось быстрее, не смотря на длительную остановку в Риме.
Везли нас какими-то партизанскими тропами. По крайней мере, маршрут отличался от того, каким такси возят людей из центра Рима до аэропорта. И Вечный город из окон автобуса выглядел мрачноватым и неухоженным. Особенно мне не понравился район вокруг вокзала Roma Tiburtina: и дома здесь какие-то обшарпанные и исписанные граффити, и пробки на дорогах, и железнодорожные пути выглядят жутковато, и сам вокзал не блещет красотой.
Автостанция Roma Tiburtina заставила вспомнить о шестидесятых-семидесятых годах XX века. Наверное, тогда же её и построили. Это просто заасфальтированная площадка, по бокам которой расположены два навеса с кассами, киосками и туалетами. С грандиозными испанскими подземными автовокзалами – никакого сравнения!
На этой автостанции мы простояли полчаса. Народ успел сходить по своим надобностям. Натка даже отыскала в киоске шоколадные конфеты, которые ей очень нравятся, но которые даже в Италии не так-то легко найти.
В 14-05 автобус отправился дальше. Мы простояли немного в пробке на Circonvallazione Nomentana, идущей вдоль железнодорожных путей, потом переправились по мосту через реку Аньене, приток Тибра, проползли мимо Aeroporto Roma Urbe, бывшего главным гражданским аэропортом Италии до Второй мировой войны. Ныне его лётное поле использует Aeroclub di Roma, а изредка на нём происходят концерты (к примеру, 18 сентября 1997 года тут играла группа U2).
В конце концов, автобус выбрался на шоссе, пересёк А-90, Grande Raccordo Anulare, кольцевую дорогу вокруг Рима, и набрал приличную скорость. Но это продолжалось не слишком долго. Вскоре на шоссе пошла сплошная череда ремонтов, когда дорожное покрытие восстанавливали то на правой, то на левой полосе, а весь поток автомобилей был вынужден ползти по оставшейся. Зато местность вокруг радовала своей живописностью. По обе стороны от дороги вдруг появились горы, на склонах которых лепились маленькие городки. Характер рельефа изменился ещё в регионе Лацио, но когда мы въехали на территорию Умбрии, местность сделалась почти картинной. Хоть останавливай автобус и начинай писать пейзаж!
А вот с дорогами стало совсем плохо. В какой-то момент в окрестностях Тоди наш автобус и вовсе съехал на какой-то раздолбанный просёлок и двигался по нему с десяток километров параллельно шоссе. Уж не знаю, чем это было вызвано. Что касается плохого состояния дорог, то, очевидно, что это вызвано чередой землетрясений, разразившихся в центральной Италии в XXI веке.
Приблизительно в 16 часов мы въехали в Перуджу. Этот город был основан умбрами и по древности, может быть, даже превосходит Рим. По крайней мере, историки утверждают, что деревни на склонах Перуджийского холма датируются XI – X веками до н.э., а укреплённое поселение на его вершине – VIII веком до н.э.
Перузия входила в Dodecapoli etrusca, Этрусское двенадцатиградие. Этрусская городская стена, остатки которой сохранились до нашего времени, была построена в IV – III веках до н.э. Во Второй Самнитской войне местные жители воевали против римлян. У стен Перузии в 309 году до н.э. Квинт Фабий Максим Руллиан разбил армию этруссков, за что получил триумф, а в следующем году был переизбран консулом.
В 295 году до н.э. этрусски были разбиты в битве при Сентине, после чего власти Перузии вступили в клиентские отношения с родом Антониев и оставались верны Риму на протяжении долгого времени. В 89 году до н.э. жители этого города получают римское гражданство. Но в смутные годы после убийства Цезаря слишком близкие отношения с Антониями вышли Перузии боком: в ходе так называемой Перузианской войны в городе укрылись легионы под командованием Луция Антония, выступившие против Октавиана. Когда среди населения начался голод, Перузию пришлось сдать. Октавиан помиловал Луция Антония, но город отдал на разграбление своим солдатам и казнил почти всю местную знать. В довершение всего, Перузия сгорела дотла, подожжённая городским сумасшедшим (по версии римлян) или мародёрами, свалившими на него вину (по версии перузианцев).
Покончив с врагами и укрепив свою власть, через несколько лет Октавиан заново отстроил город, спланировав его по римским образцам. В имперскую эпоху Перузия значительно расширилась и вышла за пределы этрусских стен.
В средние века город завоёвывался готами, византийцами и лангобардами. Перуджа являлась важнейшей часть Византийского коридора, соединявшего Равенну с Римом. Позднее она попала под влияние римских пап, и часто становилась местом их пребывания. В Перудже умерли Бенедикт XI, Иннокентий III, Мартин IV и Урбан IV. Здесь проходили пять конклавов с 1216 по 1305 годы. Примерно в это же время город достиг максимального могущества. Местная знать строила себе укреплённые башни, как в Болонье. В XIII – XIV веках их насчитывалось до семидесяти, в связи с чем Перуджу иногда именовали Turrena.