Малыш Темка сладко спал в деревенском доме у дедушки. За окошком светало, солнышко еще не поднялось, петушок во дворе не проголосил свое «кукареку», значит, еще около четырех утра.
А Темка в это время во сне геройски бился со Змеем Горынычем – отрубал головы дракона, ловко закрывался щитом от пламени из ноздрей зверя. Неизвестно, сколько бы длилось это сражение, но в открытое окошко заглянуло солнышко и разбудило воина.
Малыш открыл глаза, вспомнил про свою битву и прошептал:
– Вот это да! Здорово!
Конечно, он понимал, что это все сказка во сне, но быть сильным и совсем не бояться опасностей он очень хотел.
Выйдя на крыльцо, Темка протянул вверх руки, задрал голову и крикнул что есть мочи:
– Здравствуй, солнышко ясное!
Так делает по утрам его дедушка, и Темка хотел быть на него похожим. Да и солнышко он любил – оно как живое: по утрам скачет в окно зайчиками, всегда улыбается и свои лучи повсюду разбрасывает.
Он пошел за угол дома, выбрал самое солнечное место и, сильно прищурившись, стал пристально смотреть на небесное светило. Ему захотелось увидеть, сколько у солнышка лучей; считать он умел до десяти, поэтому, взглянув еще раз, прочертил на земле щепкой круг и от него несколько линий…
– Тема, завтракать! – голос из окна подала бабушка. Он вприпрыжку побежал в дом.
Дедушка, чуть посмеиваясь, искоса взглянул на внука, хотел что-то сказать, но тот опередил:
– Я насчитал у солнышка пять длинных до земли лучей, маленькие не в счет – они не греют.
Дедушка хитро посмотрел на Темку и с улыбкой сказал:
– Умно, целая теорема! – придвинул внуку корзинку с хлебом и миску с медом, а в другой миске были огурцы с грядки, нарезанные дольками. – Свежие огурцы с медом – не то что йогурты в магазине! Вкус совсем другой, свежий, огуречный, что ли… Мед липовый, с нашей пасеки, мятой отдает… А уж аппетит-то разгуляется. Ешь давай!
Темке нравилось макать куском белого хлеба в миску с медом и запивать парным молоком. Откусишь кусок медового хлеба, разжуешь, потрогаешь языком – и такая сладость во рту!
Макать огурец в мед ему еще не приходилось, но к словам дедушки стоило прислушаться. Долькой огурца зачерпнул меда и поднес руку под солнечный луч – светлые капельки чуть пожелтели и стали стекать тягучей струйкой вниз по руке.
Засунул в рот дольку, слизнул мед с руки, сдавил языком содержимое и произнес:
– Вкусно с огурцом! Свежо во рту.
На этом завтрак закончился. Дедушка пошел на пасеку заниматься своими пчелами, а Темка решил пойти до опушки леса и поискать грибы. Он шел по тропинке, у кустов чуть наклонялся к земле, раздвигал ветки и траву, высматривая грибы.
Тропинка стала поворачивать вглубь леса, малыш приподнял голову вверх и уже собирался шагнуть, как внезапно яркий солнечный луч ослепил его и заставил остановиться. Он опустил глаза вниз на тропу и вдруг увидел живое, извивающееся, как большой червяк, существо серого цвета с зигзагообразной линией на спине.
Он еще не видел вживую змей, подумал, что это крупная ящерица, которых везде полно, и они не опасны. Машинально протянул руку, чтобы взять ящерицу – увидеть, как она расстается с хвостом, – но в этот момент в голове мелькнуло, что это змея!
Такого быстрого бега у Темки еще не было – через мгновение он оказался на уличном столике у дома, в руках держал палку и вертел во все стороны головой в надежде увидеть подползающую змею. «Вот, вот она, за бугорком! – думал Темка. —
Может, и за спиной! Не оглядывайся, а то спугнешь. Надо заманить поближе и ударить палкой!»
– Ты что, Тема? Зачем на стол залез? Что с тобой? – послышался голос дедушки, и в этот момент его слова стали для Темки роднее всего на свете, и он готов был броситься к нему на шею, но сначала решил слезть со стола.
Дедушка с бабушкой очень сильно расстроились, когда услышали, как Темка сначала повстречался со змеей, затем облегченно повздыхали над тем, как все закончилось, и немного поулыбались, когда поняли, что Темка прятался от змеи на столе.