Полусказка о шаманке, которой очень мечтали стать…
Я заранее извиняюсь перед всеми теми читателями, кому не понравится то, что написано далее. Своим сочинением я никого не хочу обидеть. Сказка сказкой, а помещённое в неё эссе – это лишь мои собственные мысли и убеждения, которые, к слову, не имеют никакого значения. Каждый сам волен думать так, как хочет.
С уважением Дмитрий Грачёв.
На окраине одного небольшого городка (назовём его, как обычно, городом N), в перекрытии первого этажа старого и скрипучего девятиэтажного дома, в очень уютной и любовно обустроенной тёплой норке жила одна крохотная и симпатичная мышка. Звали её Ракша. И знаете что – уж очень она не походила на других многочисленных серых обитателей этой древней девятиэтажки. Знаете почему?
Во-первых, конечно же, это необычное имя – Ракша. Никто так и не знал, почему в своё время столь хитро назвали нашу героиню её мама и папа. Не Шуша, не Шура, как было принято у других мышей, а именно Ракша. Странное имечко… И о чём её родители только думали? Вообще-то, если честно, именно так звали известную многим волчицу, самку Акеллы, вожака волчьей стаи из легендарной повести про Маугли, а ещё – в переводе с индийского языка слово «ракша» обозначает не то демон, не то оборотень, перевёртыш. Наша мышка такой, конечно же, не была. Напротив она слыла для всех очень добрым, милым и заботливым созданием. Хотя… Ведь не даром говорят, что «как корабль назовёте, так он у вас и поплывёт…». Были, разумеется, и у нашей Ракши кое-какие странности. Но об этом чуть позже. А в целом – именем своим наша героиня очень гордилась, а многие Шуши и Шуры ей сильно от того завидовали.
Во-вторых, Ракша и внешне сильно отличалась от других мышей. Дело в том, что её шёрстка была ослепительно белой. Без единого пятнышка. Не серой или чёрной, как у большинства представителей мышиной породы, а именно сверкающе-белоснежной, вся прямо-таки светилась и блистала, когда её хозяйка отваживалась выбраться из подвала на улицу – под тёплые лучи солнечного света или хоть под холодное мерцание тусклой луны. Она была очень красивой мышкой. Чем, разумеется, вызывала не только зависть, но даже и злость многих своих собратьев. Только вот Ракша не обращала на это обстоятельство абсолютно никакого внимания…
Ну, и в-третьих… Стоило лишь заглянуть Ракше в её пронзительные бусинки-глаза, как сразу становилось понятно: перед нами вовсе не заурядная мышь, коих в подвале любого дома просто пруд-пруди, а Личность с самой большой буквы. В них горели незримым огоньком и сила, вовсе не мышиная, и мудрость, которой серые грызуны не очень-то славятся, и что-то ещё такое, таинственное, что и описанию, собственно, никак не поддаётся. А было отчего.
Дело в том, что с самого своего рождения Ракша чувствовала, что она вовсе не такая, как все. И даром, что была она очень крепкая, подтянутая и гибкая. То лишь результат долгих тренировок, коими наша героиня никогда не пренебрегала. Было кое-что ещё, таинственное и непонятное: Ракша твёрдо знала, что внутри неё живёт ещё какой-то неведомый и очень большой зверь – фантастически сильный, мудрый, никому не покорный. Как же часто видела она его тень, то бегущую рядом с ней, когда приходилось удирать от свирепой подвальной кошки, то просто маячащую где-то поблизости в тот самый миг, когда приходилось вдруг принимать то или иное важное решение. Таинственная тень всегда незримо поддерживала Ракшу, всячески подбадривала её, иной раз выручала мудрым советом или придавала сил. Всегда. Без исключений. Но – никогда не открывалась, не показывалась полностью. Ни наяву, ни во сне…
Что это за такая тень, что за сущность – Ракша, разумеется, не знала. Но очень хотела узнать. Какие-то смутные догадки у неё, разумеется, были, какие-то тусклые предположения… Иногда в очертаниях «своего зверя» она различала что-то схожее с большой кошкой – тигром или львом, иногда – со свирепым волком, хозяином неведомого ей леса, а иногда и с самим царём пернатых – величественным орлом. Но что-то всё-равно было не то, чего-то не хватало. Слишком мало зверей знала Ракша. Да и откуда? Живя в подвале обычного дома? И потому всё чаще и чаще наша крохотная героиня, уютно расположившись в своём «потайном местечке», случайно обнаруженном ей в полой стене одной однокомнатной квартиры того самого дома, где была и её норка, своими пронзительными бусинками-глазами внимательно смотрела из-под отставших обоев в вечно включенный хозяйский телевизор. Кто проживал в той квартире, я вам не скажу. Да это, собственно, и не важно. Не иначе, как какие-то любители дикой природы и путешествий. Но и это можно предположить лишь потому, что телевизор их был неизменно включен на канале Animal Planet и вещал о тайнах нашей огромной вселенной целые сутки напролёт. На радость любопытной Ракше.
Ракша, хоть и была обыкновенной домовой мышкой, всё же страстно любила дикую природу. Может быть, это и не удивительно: инстинкты там, да всякое прочее. Что мы, собственно, знаем о мышах, об их предпочтениях? Ничего! То, что они трусишки? Возможно. А вот Ракша ничего не боялась. Её не пугали ни опасности, подстерегающие где-то там, вдалеке, на каждом шагу, ни любые трудности столь чуждого ей мира. Любопытный ум с жадностью впитывал всю информацию о других странах, где ей никогда не удастся побывать, о невиданных животных, населяющих их… Всё интересовало нашу мышку. Но более всего она хотела отыскать ответ на давно мучивший её вопрос: кто же всё-таки живёт в ней самой, кто или что заполняет её душу. Ну, или хоть выяснить способ, как можно это разузнать. Хотела – и дождалась…
Как-то раз, одним дождливым днём, старый хозяйский телевизор на неизменном Animal Planet целый день транслировал интереснейшую подборку передач ВВС о шаманах, мировом шаманизме, взлёте и падении этого религиозного направления в истории. Ракша, затаив дыхание, жадно впитывала каждое слово ведущего. О том, что всё в этом мире: и каждое живое существо, и любая былинка, и, даже, ветер с грозой, абсолютно все имеют своих духов-хранителей. И что дух этот – чаще всего представитель животного мира. Как и её, Ракши, неведомый зверь. И что существует множество других миров: верхних, где живут боги, нижних, куда уходят мёртвые, срединных…
«Вот оно!!! Вот то, что я всегда знала, но никак не могла выразить словами, – думала Ракша. – Я хочу, нет, я страстно мечтаю стать самым настоящим шаманом. Это – мой путь, моя жизнь. И я непременно пройду его до самого конца, чего бы мне это не стоило. И, наконец, достоверно узнаю, кто он – мой попутчик, мой зверь, мой дух-хранитель…». Много сил приложила наша Ракша для достижения своей цели: смастерила настоящий шаманский бубен из рыбьего пузыря, научилась бить в него, то есть – камлать, медитировать, ритмично двигаться… Но духи природы в ответ на это были безмолвны. А зверь, сокрытый внутри нашей мышки, так ей и не открылся, а лишь иногда посмеивался над своей хозяйкой. Казалось бы, что ещё чуть-чуть, вот-вот… Но, всегда чего-то не хватало. Духи вроде бы и говорили с ней, но как-то тихо-тихо, невнятно, иные миры открывались не полностью, только чуть отворяя призрачную завесу, чем лишь разогревали у Ракши интерес. А в прекрасной мышиной головке прямо-таки зудели слова из той самой передачи: «Для успеха юному шаману нужен учитель. И инициация. И ещё – шаманская болезнь, которая может и убить…». Ракша не боялась. Болезнь – значит болезнь. Чему быть – тому не миновать. И, как вы поняли, стала всячески искать настоящего шамана. Того, который смог бы обучить её своему ремеслу.