Джеймс Холлис - Разбитое зеркало. Как обрести целостность

Разбитое зеркало. Как обрести целостность
Название: Разбитое зеркало. Как обрести целостность
Автор:
Жанры: Саморазвитие / личностный рост | Психоанализ | Психотерапия | Зарубежная психология
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2024
О чем книга "Разбитое зеркало. Как обрести целостность"

Выдающийся юнгианский аналитик исследует необходимость глубокого познания себя и многочисленные препятствия, стоящие на этом пути. Каждая глава иллюстрирует такие внутренние препятствия, например, запугивание себя масштабом проблемы, готовность избегать тяжёлой работы и грызущая неуверенность в себе, и также предоставляет инструменты для укрепления сознания, необходимые для преодоления этих препятствий.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Бесплатно читать онлайн Разбитое зеркало. Как обрести целостность


THE BROKEN MIRROR

Refracted Visions of Ourselves

JAMES HOLLIS, PH.D.


Переводчик А. Усачёва



© ООО Издательство «Питер», 2024

The Broken Mirror: Refracted Visions of Ourselves

© Chiron Publications 2022

© Перевод на русский язык ООО «Прогресс книга», 2024

© Издание на русском языке, оформление ООО «Прогресс книга», 2024

© Джеймс Холлис 2024

Предисловие

За каждым нашим, казалось бы, благим деянием наблюдает дьявол, который по-отечески похлопывает нас по плечу и одобрительно шепчет: «Так держать!»

Юнг К.Г. CW[1] 10, A Psychological View of Conscience, параграф 837

Этот сборник эссе появился благодаря тому, что мне довелось одновременно выполнять задачи, которые ставила передо мной преподавательская деятельность, наблюдать за жизнью анализандов (то есть анализируемых личностей) и описывать происходящие со мной события. Например, первые три эссе я написал, согласившись поразмышлять на тему «Множество ликов истины», которую предложили на летнем семинаре «Юнг на Гудзоне» в 2021 году. Столь эффектное название сразу же навело меня на мысль о том, как редко истина, которая всегда воспринимается нами субъективно, удосуживается объективного отношения, и эта мысль немедленно обрисовала перед моим внутренним взором сразу три темы для обсуждения. Их можно выстроить в таком порядке: 1) внутренние препятствия, которые мешают познавать себя и окружающий мир: страх, скепсис и апатия; 2) поглощённость необходимостью приспосабливаться к окружающей действительности; 3) одержимость «историями», опираясь на которые мы пытаемся постичь смысл своей жизни.

В своих эссе я с разных сторон рассматриваю пропасть, лежащую между внешним миром и миром внутренним, который воспринимает, осмысляет и даёт свою интерпретацию воспринимаемого. В помощь нам досталось наследие Дэвида Юма из Эдинбурга и Иммануила Канта из Кёнигсберга, которые ещё в начале XIX века убедительно доказали, что человек не может постичь «вещи в себе», а располагает только оттиском, который они оставляют внутри него.

Мы с вами можем смотреть на один и тот же апельсин, но воспринимать совершенно разные реальности, каждый пребывая в своём уникальном «апельсиновом» пространстве. Решив фундаментальную задачу метафизики по распознаванию «реальности», философы взялись за вопросы эпистемологии, которая занимается исследованием процесса познания и границ знания, и аксиологии, фокусирующейся на том, что мы делаем с тем, что, на наш взгляд, познали. Эта смена философского курса породила ещё одно направление – феноменологию, которое изучает обусловленность процессов чувствования, восприятия и воображения. Наряду с повсеместным упадком этнической и институциональной мифологии всё вышеописанное в конце того же века привело, как отметил Юнг, к неизбежному «изобретению» глубинной психологии. Он, Фрейд, Адлер и другие на рубеже XIX и XX столетий представили миру учение о бессознательном и разработали способы установления с ним диалога в попытке исследовать то, что нам по определению неизвестно. Спустя десятилетия мы продолжаем идти через тёмный лес психики по дороге из хлебных крошек, развивая таким образом проект, который родился на стыке миров модерна и постмодерна.

Окружённое величественными руинами давней традиции «определённости», человеческое эго неоднократно вынуждали спускаться с его предполагаемого престола, разбираться со своенравными, поднявшими бунт крестьянами и признавать, что на самом деле никто не знает, что нас ждёт за следующим поворотом истории. Я часто с удовольствием вспоминаю меланхоличную поэтику Библии, которая известна как Библия короля Якова, особенно строку из Первого послания Павла к коринфянам: 13:12. «Пока мы видим неясно, словно глядим в тусклое зеркало, но после увидим лицом к лицу; пока я знаю лишь отчасти, но следом познаю так же совершенно, как я был познан». Возможно, нас «познал» Господь, как полагал Павел, или наша собственная душа, к чему склоняются многие современники, но так или иначе внутри каждого из нас есть нечто, что знает больше, чем знаем мы, знает нас лучше, чем знаем себя мы сами. Кажется, оно ищет удобного случая завести беседу с сознанием, насылая сны, симптомы и озарения, чтобы разрушить ветхую защиту эго. Большинство из нас, живущих сейчас на этой планете, всё ещё смотрит на мир через отражение в осколках тусклого зеркала; нам остаётся только пытаться из искажающих смысл фрагментов сложить полную и достоверную его картину. И если это всё, что нам дозволено иметь, то лучше отнестись к ним со всей серьёзностью.

На восемьдесят втором году жизни я познал больше, чем когда-либо знал раньше, и знаю меньше, чем мне было открыто, когда я был ребёнком. Я попрощался с концепцией спокойствия ума. Всё несётся слишком беспокойно, слишком стремительно, чтобы в неё вписаться. В 1970-х годах я сидел на лекции в Институте К.Г. Юнга в Цюрихе. Там я впервые услышал вопрос, который когда-то мог родиться только в таком незаурядном уме, каким обладал Юнг. Куда, интересовался он, отправились боги после того, как покинули Олимп? Ведь если они боги, то по определению бессмертны. Где же сегодня Зевс, Гера, Афродита, Арес, Аполлон, Артемида и вся остальная блистательная компания? Юнг предполагал, что энергия, которая некогда освещала и одухотворяла эти имена, должна была давно утечь от них прочь. Таким образом, нам следует признать, что «боги» суть «энергия», а не антропоморфные существа, взирающие свысока на нашу потрёпанную планету. Согласно ходу рассуждений Юнга, далее они вошли в солнечное сплетение современности, где, покинутые и никому не нужные, стали загнивать и превратились в болезни, терзающие наш век и нашего брата.

В тот момент я понял, какой теме посвящу свою дипломную работу в Цюрихе: поиску того места, куда утекла эта извечная энергия. Примерно тогда же я читал «Сонеты к Орфею» Рильке на немецком. В одном из них герой описывает то, что остаётся после исчезновения Аполлона – nur ein Spur, то есть лишь след. Пришедшая мне в голову метафора «поиска следа» богов показалась какой-то нерешительной и неточной – так появилось название «В поисках божественной обители», под которым позже я издал полноценную книгу. Проследив, в каком аспекте человеческой жизни эта энергия проявляется сегодня, мы поймём, куда нужно направить сознание и вместе с ним ответственность.

Как я писал в книге «Жизнь между мирами»: «Боги ушли и оставили нас наедине с самими собой, но ничего хорошего из этого не получилось. Мы старательно совершенствуемся в отрицании, убеждённо отстаиваем наши заблуждения, хватаемся за тысячи отвлекающих, отупляющих, затягивающих и соблазнительных идей, думая, что они спасут, но в итоге остаёмся одинокими, покинутыми и исполненными безнадёжной тоски»


С этой книгой читают
Каждая историческая эпоха бросает человечеству вызов, как и каждый жизненный этап ознаменовывается для отдельного человека трудностями и вопросами, от решения которых зависит его будущее. И когда разрушены старые ценности, а новые всё еще не сформированы, когда пункт отправления скрылся из виду, а точка назначения еще за горизонтом, мы застреваем между мирами и теряемся в межвременье.Джеймс Холлис, доктор философии и известный юнгианский аналитик
Почему так часто наше представление о себе и то, как нас воспринимают другие люди, не совпадают с некоторыми нашими поступками? Почему обычные люди играют в азартные игры, злоупотребляют спиртным, растрачивают чужие деньги, посещают порнографические интернет-сайты, изменяют своим супругам, смеются над неудачами других, деструктивно ведут себя на работе и в повседневной жизни? Изучение теневых сторон нашей жизни очень полезно для личностного роста
Турбулентные эмоциональные изменения, которые возникают на протяжении взрослого периода жизни и сопровождаются вопросами о правильности сделанных нами выборов, о реализации наших возможностей и ощущением застоя, обычно называют «кризисом середины жизни». В этой книге известный юнгианский аналитик Джеймс Холлис исследует, каким образом мы можем продолжить свое развитие и приблизиться к своей собственной сути, когда традиционные возрастные роли – п
В своей книге юнгианский аналитик Джеймс Холлис обращается к проблеме психологических травм мужчин и предлагает способы их исцеления. Только разрешив свои проблемы, в частности связанные с воздействием негативного материнского комплекса, отсутствием необходимого образца маскулинности и ритуалов инициации, современный мужчина сможет почувствовать себя зрелым человеком, способным доверять себе и строить доверительные отношения с окружающими.Книга а
Когда суть твоих мыслей постигла истину веры.. твоей жизнью более не повелевают животные силы.. теперь ты постиг себя самого.. и готов обуздать мир вдохновений и снов..
Эта книга написана из потока. Люблю так писать: когда есть запрос и под него ложатся строки.Для создания этой книги у меня был запрос на трансформационную информацию для каждой женщины.Чтобы во время усталости или депрессий она стала спасательным кругом.Её формат рассчитан так, чтобы поместиться в сумочку и всегда быть рядом.Энергия, которую она несет, является трансформирующей для каждой женщины.
Психологическое искусство. В общем-то, все искусство психологично, разница в глубинности затронутых слоев человеческого сознания, в задачах и целях. Моей целью в данном случае является усовершенствование восприятия художественных полотен. Усовершенствование в плане осуществленного в максимально полном объеме обмена информацией между зрителем и художником в лице его картины: эмоциональной, логической, этической и пр., исключая при этом момент утом
Выпускница Московского университета и Ericsson University в Канаде, Светлана гордо несет звание одного из первых сертифицированных коучей в России, обладая 25-летним опытом практической деятельности. Она известна своим профессионализмом в помощи женщинам на пути к материнству.Светлана разработала уникальную комплексную систему подготовки к беременности, которой делится в книге. Благодаря этой методике на свет появилось множество малышей, что свид
Важливе місце у творчості класика австрійської літератури Стефана Цвейга (1881–1942) займають біографічні романи, есе. Майже десять років письменник працював над циклом «Будівники світу». Перший твір цього циклу – «Три майстри. Бальзак, Дікенс, Достоєвський» (1920) про найбільших письменників XIX століття Франції (Бальзак), Англії (Дікенс) і Росії (Достоєвський). Не завжди точні у фактах, інколи довільно трактуючи життя і діяльність історичної ос
Добро пожаловать в Блумвилль, странник. Здесь, на опушке леса, живет молодой и талантливый писатель Александр Блум. Он хмур и нелюдим. Все потому, что когда-то его предали и разбили сердце. Однажды, гуляя в чаще, о которой хотят сказания и легенды, Александр спасает девушку по имени Эмбер от дикого зверя.Вскоре молодые люди узнают, что лес начинает погибать. Теперь им предстоит узнать, кто стоит за уничтожением деревьев. Какие тайны хранит семейс
Каждый человек рано или поздно встречается с ситуацией, когда отчаяние берет верх. Возможно, эта книга поможет вам выбраться из своего состояния безысходности. С другой стороны, вполне вероятно погрузит лишь сильнее. Все зависит от человека. Всегда.Это просто сборник стихов. Не рассчитывайте на нечто грандиозное.
– А ты ничего, чикса. Познакомился бы поближе, да сегодня менты слишком уж роют землю копытом. Так что гони кошелёк и проваливай. В другой раз я не буду так добр, – прозвучал сиплый голос, в свете фонаря сверкнула начищенная до блеска заточка. – Шёл бы ты, валенок дырявый, своей дорогой. Держись от меня подальше! Сразу видно – не в курсе. От ведьмы в тринадцатом поколении лучше держаться подальше! – Это ты-то ведьма? Не пудри мне мозги, чикса! Ко