© Евгений Доставалов (Достман), 2023
ISBN 978-5-0060-5076-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Продолжение книги «Ревность богов. Помпеи», повествующей о юноше Генисе, родом из города Нуцерия Римской империи. Книга описывает эвакуацию из пригородов Помпей из-за извержения Везувия. Трагическая история потери близких и о приобретении новых друзей молодого человека.
Параллельно описывается гипотеза о Белых богах, предках славянских народов, в рассказах учителя Гениса, Архериуса. Он перед своей смертью и оставляет уже повзрослевшему юноше завещание о поиске древнего северного народа.
Отучившись военному искусству, Генис попадает на службу в шестой «Железный» легион Римской империи на северо-восточную часть границы.
Лагерь Поролисс. Дакия.
Был ясный фиолетовый закат. Разводящий менял посты в ночную смену. В эту ночь я был смотрящим за костром, который уже снижал рост своих языков к земле. Мне надо было поддерживать в нем малый огонь, чтобы совсем не затух. Неделю было тихо. По ту сторону границы изредка слышались стуки топоров дровосеков варваров. Стемнело. Ко мне подошел Фауст.
– Сегодня подозрительно тихо. Не к добру. Согласен, Генис?
– Согласен, – не отрывая глаз от костра, начал отвечать я, – тишина предвестник бури. После того, как вождь даков объединился с гуннами, от варваров все можно ожидать в любой момент.
Не успел я договорить, перед моим носом просвистела стрела.
– Варвары, варвары! – послышался возглас одного из постовых.
С криками и факелами дикари на лошадях ворвались в наш лагерь. Легионеры в панике начали расхватывать мечи. Несколько палаток уже горели. Фауст побежал на первого попавшегося всадника, но не успел до него добежать, как рухнул на землю со стрелой в спине. Я взял с пояса меч. Побежал туда, где лежал Фауст. Мимоходом, я срезал мечом ремень седла у вражеского всадника. Тот с криком упал с лошади. Я успел поразить его в шею, пока он поднимался. Затем, увиливая от стрел, взял из рук погибшего Фауста второй меч.
Бой длился не долго. Но легион значительно потерял воинов. Несколько оставшихся в живых варваров ускакали обратно в сторону леса. Мы собирали раненых по разваленному лагерю. Относили в уцелевшие палатки. Это была первая моя закалка в сражениях. Но мне предстояло увидеть более страшные картины.
С рассветом к нам поступило подкрепление из соседних лагерей. Легат отдал команду на построение.
– Воины Рима! – Начал легат Луций, – Сегодня мы обязаны ответить на зверское нападение на лагерь. Тем самым, варвары напали на саму империю, а значит, и на самого Тиберия Клавдия Друза, нашего императора!
Я стоял во втором ряду строя. Легат на своем коне указывал в сторону селений гуннов и далее продолжал свою долгую речь с прославлением императора и богов.
На то время с племенами гуннов поселились и даки. Это после того, как наши легионы потеснили даков с их плодородных земель. В конце речи все прогремели мечами о свои щиты, в знак готовности к большому сражению.
Шли мы строем, плотными шеренгами. Расстояние между рядами составляло три шага. Живые стены из щитов шли вперед, лишь изредка разрываясь, чтобы обойти деревья. Наша когорта в ширину составляла сорок человек. Сколько она растянулась за мной, я не знал. Я шел во втором ряду когорты. Шесть когорт шли вперед во славу великой империи Рима. Луций в сопровождении трех всадников ехал между третьей и четвертой когортами на уровне шестого ряда пехотинцев. В середине каждой когорты имажиниферы несли штандарты легиона.
Впереди меня ожидало серьезное испытание – сражение с объединившимся врагом империи.
Наши когорты подходили к небольшой деревне гуннов. За холмом показались соломенные крыши варварских домиков. Я впервые увидел такие древние маленькие домики.
«И как в них только возможно жить?» – размышлял я, вытягивая шею между голов впереди идущих Плевия и Руфуса.
Мы зашли строем на холм. Деревня была пуста. Ни звука. Полнейшая тишина. Луций послал трех разведчиков в деревню. Остальные войны во главе легата Луция оставались станом на холме.
– Никого! – закричал один из разведчиков, – деревня пуста. Даже скотины нет!
Луций снял шлем, осмотрелся вокруг, почесал подбородок.
– Тут что-то хитрое, – Повернулся Луций к младшему офицеру слева, – неспроста варвары покинули деревню, – легат, надев шлем, объял взглядом наше войско, – Первая и шестая когорты рассредоточится по краям деревни. Остальные идут за мной.
Крайние когорты начали движение по одному ряду в стороны. Слоями, так сказать. Казалось, будто режут ножом хлеб на ломти. Постепенно они рассредоточились по всему периметру деревни. Остальных четыре когорты вошли с Луцием в деревню.
– Разойтись! – скомандовал легат, – но быть всем на чеку.
Мы втроем с Линием и Руфусом вошли в первую попавшуюся избу. Вещи хозяев были разбросаны впопыхах. Камни у кострища были еще теплыми, а значит, жители деревню покинули буквально перед нашим входом. Линий сразу принялся рыскать в поисках чего-нибудь ценного.
– Напрасно, – равнодушным голосом протянул Руфус, – тут даже и еды никакой нет. Одни шкуры дырявые и вонючие!
– Да, действительно, что-то тут не так, – сказал я и снял шлем, – что-то они и вправду задумали. Не оказалось бы это засадой для нас.
Прошло некоторое время. Легат дал опять команду на построение. Кроме солдат, рассредоточенных по периметру селения.
– Войны великого Рима! Не знаю, какую хитрость задумали враги, поэтому нам быть надо всегда наготове. Вероятно, они ушли за болото в лес. Преследовать их бессмысленно, так как у нас нет провожатого для этой местности. И у нас нет возможности всем войском оставаться в пустой деревне. Первый и шестой отряды так же остаются в деревне до прибытия провиантов из лагеря. Остальные возвращаются в лагерь шестого легиона до дальнейших известий отряда разведки.
Луций закончил речь и водрузился на коня. Таким же образом, как и вышли из лагеря, мы двинулись обратно.
Уже подходя к лагерю, мы почувствовали сильный запах гари. Все трусцой побежали к военной стоянке.
Все наши палатки догорали. Войны, которые оставались в охране лагеря, лежали истекающие кровью бездыханно. Коней, оружия и всей амуниции, включая продукты, в лагере уже не было.
– Вот она хитрость-то, – вздохнул Линий.
Воины затушили оставшиеся палатки. Луций отослал гонца в основной лагерь легиона. Похоронив товарищей, мы стали ждать большего подкрепления с продуктами питания.
К вечеру у всех сосало под ложечкой. С водой было проще. Недалеко от лагеря бил родник. Дичи на всех не хватало. Ведь военные лучники были профессионально не обучены охотничьему ремеслу. В лагере было еще тревожно после нападения варваров с тыла. До прибытия подкрепления и провиантов оставалось еще два дня, минимум.