5.1.1
Мы не раз отмечали в наших комментариях о двух ветвях управления еврейским народом в целом (исполнительная власть – судебно-законодательная власть). Но в нашей главе вводится несколько иной тип управления – полагаем, для более низких ступеней управления (ниже, чем народ в целом, и ниже управления областью (коленом) или большим городом (тогда еще не было мегаполисов): там приходится создавать довольно громоздкую структуру типа муниципалитета (исполкома), которая должна работать во взаимодействии с местным судом (23 человека при рассмотрении каждого вопроса или 3 человека для относительно мелких личных дел) и решать общеколенные задачи (дороги, водоснабжение, организация обороны на уровне колена как часть общенародных задач). Причем эти структуры были разъединены (одни и те же люди не могут работать сразу в обеих структурах). Стихи 1:13—16 говорят не только о судебной, но и о текущей, об исполнительной власти: «Изберите [обращение Моше к народу] себе мужей мудрых, разумных и знатных по коленам вашим, и поставлю их во главе вас. … И взял я главных из колен ваших… и назначил их начальниками над вами: тысяченачальниками, и стоначальниками, и пятидесятиначальниками, и десятиначальниками, и надзирателями по коленам вашим [надзиратели (иврит: шотри́м) – упомянутые в начале недельной главы „Шофтим“ люди, обеспечивающие судебный процесс. Заметим, что идея деятельности судей не полностью совпадает с понятием „начальники“ (иврит: сари́м, а судьи – шофти́м). Да и отдельное требование в начале недельной главы „Шофтим“ поставить судей и надзирателей в городах не очень хорошо согласуется с назначением тысяченачальников, стоначальников и т.д.]. И дал я повеление судьям вашим…» (подчеркивание в цитатах из Торы, естественно, наше. – И.Д.). Суд, кроме законодательной и судебной власти в области управления народом на подсудной территории (суды формально были экстерриториальными, но фактически судили в пределах своего населенного пункта и округи), был чем-то, отдаленно напоминающим сегодняшнее управление крупными компаниями – совет директоров и исполнительный директор со своим штатом исполнения общих решений.
Общий вывод из изложенного: на относительно низких ступенях управления исполнительная власть, по-видимому, также принадлежала местному суду, который большей частью из своего состава назначал безусловно подчиненному суду организатора текущих дел, установленных местным судом (что-то вроде судьи-организатора, по аналогии с сегодняшней должностью мэра), то есть судебная и исполнительная ветви власти не были разделены. Отметим также, что в судьи попадали именно наиболее активные и обученные евреи и поэтому именно их представители могли заниматься также исполнительно-организационной работой.
5.1.2
В недельной главе «Хуккат» (книга Бемидбар) разгром Сихона и Ога был описан как военная операция, необходимая только для прохода евреев к границам Страны севернее Мертвого моря. Не было изначально понятным присоединение земель этих царей к территории Страны. Правда, и оставить их незаселенными после полной зачистки жившего там до вторжения евреев населения и ждать какой народ без войны, задаром соизволит занять их – решение тоже малологичное, когда изначально было понятно, что окружающие народы будут не очень благосклонны к евреям и не будут проявлять большое миролюбие по отношению к ним. Даже то, что евреи там поселились, можно поначалу прочитать как замену полевому лагерю без мысли там остаться надолго. И в недельной главе «Масъэй» (книга Бемидбар) эти земли не включены в границы Страны. Поэтому небольшая радость Моше от инициативы Гада и Реувена кажется понятной (см. также наш комментарий на недельную главу «Маттот» книги Бемидбар).
Поэтому некоторым противоречием выглядит приказ Тв-рца, адресованный Моше, подняться на гору и осмотреть Страну, в которую он не войдет, – посмотреть на север, запад, юг (это понятно) и на восток (стих 3:27 недельной главы «Ваэтханан»). Это непонятно, так как Моше находится на восточном берегу Иордана и восточнее нет Страны (кроме обещанной евреям в далеком будущем расширенной территории Страны до Тигра и Евфрата, осмотреть которую Моше тоже явно хотел).
Противоречие (или неясность) начинает раскрываться в главе «Дварим». В стихе 2:24 Тв-рец говорит: «… и начни овладение…» именно о земле Сихона. И повторено в стихе 2:31: «Начинай овладевать, чтобы овладеть его землей» (также о Сихоне). Далее, в стихе 3:2, то же сказано о земле Ога: «… ибо в руки тебе отдал Я его и весь его народ, и его землю…». Тогда становится понятным взгляд Моше на восток без привлечения идеи о будущих (в конце времен) границах, обещанных Тв-рцом Аврааму, – «до великой реки Прат» в середине Ирака, но остается непонятным, почему инициатива раздела заиорданской части переданной Тв-рцом евреям земли принадлежит не Моше, а Гаду и Реувену, а Моше еще ставит условия этим коленам. Одно из возможных объяснений того, что не Моше выступил инициатором раздела Заиорданья, состоит в том, что сначала предполагалось завоевать всю Страну, а затем делить ее по жребию, а дополнительные земли предполагалось завоевывать после раздела Страны и заселять их уже не по коленному принципу. Но последовательность захвата земель оказалась такой, как оказалась и Моше пришлось принимать решение в сложившихся обстоятельствах и без жребия между коленами на право получения заиорданского надела. Мы раньше уже указывали, что это разделение земель дало Моше возможность частично поучаствовать в разделе земли между коленами.
Но вместо одного легкого противоречия появилось другое, гораздо более тяжелое. Осталось непонятным, почему Всезнающий Тв-рец, описывая границы Страны, не включил в эти границы заиорданские территории.
Приведем возможный ответ и на этот вопрос. Можно предположить, что война против Сихона и Ога была вынужденной (нужен был проход к Иордану для начала захвата Страны), то есть поначалу имела статус «мильхе́мет решу́т» (разрешенная, но не заповеданная война). Оставим в стороне спорность разрешенной войны по увеличению территорий, заселенных евреями, до завоевания ядра Страны, которое и следует расширять. Завоеванная в такой войне земля, с точки зрения Торы, принадлежала евреям по праву («там, где ступит твоя нога» – в соответствии со стихом 11:24 в недельной главе «Экев» книги Дварим), на нее распространялись все заповеди Страны, пока евреи владели этой землей, но эта территория не входила в границы святости Эрец Исраэль. Это значит, что колена Гада, Реувена и половина колена Менаше должны были по жребию получить наделы в пределах святости, а заселение «новых» территорий (хотя по времени они завоеваны раньше Страны и фактически присоединены к еще не завоеванной Стране) должно было происходить по иному принципу. Например, по принципу дележки трофеев после мести мидьянам (недельная глава «Матот» книги Бемидбар) или по иному принципу, так как совсем не факт, что все участвовавшие в военном походе захотят получить наделы на «новых» территориях и начинать новую жизнь «на целине», что де-факто означало оставление обжитого места.