Как-то, бороздя бескрайние просторы Интернета, я прочел следующий текст.
«Пробил час Рухнама! Волею Всемогущего и Всемилостивейшего Аллаха, сотворившего весь этот мир, рождена в моем сердце книга, продиктованная духом нации, ее нравственным разумением и историческим бессмертием. К тебе, мой достойный народ, обращаю я слова этой книги в порыве безграничной любви и несокрушимой веры в светлую предначертанность твоего земного пути, начавшегося со дня сотворения мира».
Вначале я решил, что это слова мессии, сподвижника Пророка или, в худшем случае, взяты из сказок «Тысячи и одной ночи». Пробежав глазами текст, понял, что почти угадал. Подпись гласила: «Сапармурад Ниязов «Рухнама».
Эти строчки из Книги Духа, а именно это означает Рухнама, стали известны всему миру. В 1998 году Ниязов выдвинул идею создания программы духовного развития туркмен. Книга, которую он предложил назвать «Книгой духа» («Рухнама»), должна была стать «хартией поведения человека, сводом канонов и установок туркменского общества».
За последние три года «Рухнама» издана на русском, английском, французском, японском, урду, арабском, украинском, литовском, белорусском, китайском, польском, фарси, казахском, чешском и турецком, киргизском, казахском, голландском языках, а также на языке зулусов. Ее общий тираж превысил миллион экземпляров.
Не обсуждая художественную ценность этой «судьбоносной» для туркменского народа книги, должен признать, что идея-то хорошая – поделиться с простым человеком сводом нравственных правил, помочь пройти жизненный путь, наполнив его смыслом.
Чтение «Рухнамы» принесло пользу и мне, она подтолкнула к написанию моей собственной «Рухнамы по – русски». Я хотел поразмыслить вслух, честно поговорить с собой. Эта беседа, вопреки людским представлениям, не всегда сродни сумасшествию. Ведь не считаем же мы сумасшествием молитву – разговор с Богом, хотя мы не видим собеседника. Женщинам легче, они рожают детей и уже благодаря этому их жизнь полна сакрального смысла. А мужчина!? Он тоже «рождает», но только поступки, подвиги, дела и… книги.
И проклял Господь Адама и Еву за первородный грех, сказав, что Адам будет кровью и потом добывать пропитание свое, а Ева в муках будет рождать себе подобных.
Минули миллионы лет, а то проклятие все еще действует. И как наши праотцы мы в муках рожаем и «рождаем» наше настоящее и будущее.
Когда-то несколько лет назад, находясь в неком жизненном кризисе, я нашел три книги. Совершенно разные по жанру, по стилю и, главное, по мироощущению. Первая была монографией известного психотерапевта М. Е. Литвака с интригующим названием «Принцип сперматозоида». Действительно, какие могут быть принципы у сперматозоида, всего лишь у клетки, хотя и человеческой?! Не останавливаясь на ее содержании, скажу, что практические советы, которыми она изобиловала, были довольно полезны. Позже, я часто давал ее почитать своим пациентам, находящимся в сложных жизненных ситуациях. Как-то она излечивала, как психоанализ, который ты проводил сам, как удобный и понимающий собеседник, проживший долгую и сложную жизнь, Это отчасти правда, врач проживает не только свою, но и жизни своих пациентов. Надо заметить, что дух советов был отнюдь не борцовский, некое смирение и конформизм пронизывали ее. Тем не менее, она помогала и не только мне.
Вторая книга была поэтической, и носила довольно странное название «Гарики». Человек, написавший ее, Игорь Губерман, долго и безуспешно боролся с «системой». Победу в конечном итоге одержал автор, проведший многие года в лагере. Изменился общественно-политический строй, с которым он боролся, и вот уже Губерман «на коне», а точнее на российских и израильских телеканалах. Воистину «жизнь колесо, что сегодня внизу, то завтра наверху» и наоборот. Жаль только, люди об этом забывают.
Третья – «Соло на Ундервуде» Сергея Довлатова. Эта книга полна тонкого юмора, невыдуманных историй, многие из которых уже стали народными анекдотами. Вот эти, совершенно разные книги, и стали моим лекарством от депрессии, а также советчиками и собеседниками. Прошло несколько лет и уже я пишу свою третью книгу. Нелегко писать так, чтобы сделать свои мысли интересными для других людей.
Быть интересным – первая обязанность малоизвестного автора.
Право быть скучным принадлежит только тем писателям, которые уже прославились. (Берк Эдмунд)
Говорят, что писать надо, когда уже невмоготу. Кажется, я теперь знаю, что это за состояние. Вы спросите, почему моя книга так называется «Рухнама по-русски». Прочтите ее и найдете ответ.
Итак…
Посвящается Шопенгауэру
И в этом, несомненно, та высшая и божественная мудрость – глубоко понять и изучить дела человеческие, не удивляться ничему, что случилось, и ничто не считать невозможным до того, как оно произойдет. (Цицерон Марк Туллий).
Мудрость считается качеством, которым в полной мере обладают старые люди. Предполагается, что жизнь, насыщенная событиями, полная встреч с разными личностями, путешествия во времени и пространстве способны обогатить каждого, кто достиг заветной возрастной черты. Мне это утверждение кажется спорным.
Гелий Авл сказал как-то: «Вижу бороду, но не вижу мудреца».
Сколько раз, мы бываем свидетелями консервативности суждений стариков. Действительно, их опыт часто бывает полезен, но в наш «век калейдоскопа», не только событий, но и эпох, не каждый способен осмыслить происходящее, а иногда и просто увидеть.
Старость так же отличается от мудрости, как постоянные занятия одним и тем же ремеслом – от мастерства. (О. Муравьева).
Почти все наделены способностью смотреть, но лишь единицы – видеть. Может ли молодой человек быть мудрым?!
Я думаю ДА.
Не годами, а природным дарованием достигается мудрость. (Плавт Тит Макций).
Ведь не стар был царь иудейский Соломон, о чьей мудрости ходили легенды. На его перстне были выгравированы слова «и это пройдет». Мудрость это дар, который или есть или его нет. Говорят «если бы молодость знала, если бы старость могла». Наверняка есть рубеж, когда молодость уже знает, а старость не настолько стара, что еще может.
Юность торопится, потому что спешит накопить жизненный опыт. Зрелость не торопится, чтобы не растерять уже накопленное. (О. Муравьева).
Состояние гармонии, период расцвета личности, время воплощения идей и планов, поиска истины и постижения смысла жизни у всех длится по-разному. У кого-то оно длится годы, десятилетия, а у кого-то минуты, некоторым везет меньше, мудрость к ним не приходит никогда. Часто мудрость путают с образованностью. Тождественны ли эти понятия? Может ли мудрый быть образованным? Конечно. Всегда ли образованный мудр? Отнюдь.