SAPIENS A LA PLAGE:
L'origine de I'homme dans un transat by Jean-Baptiste de Panafieu
Copyright ©2018 by Jean-Baptiste de Panafieu
Sapiens a la plage: L'origine de I'homme dans un transat
© Соколова М.С., перевод на русский язык, 2020
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2020
Человек, ведь именно так в обычной жизни мы называем собственный вид Homo sapiens, возник около 300 тысяч лет тому назад в Африке. Именно представители рода Homo стали предками всех людей, что живут сегодня на земле. А они, в свою очередь, произошли от двуногих гоминидов, заселявших африканский континент в течение долгих миллионов лет. Отдельные популяции этих гоминидов оказывались порой в изоляции, длившейся достаточно долго для формирования новых видов. Так что в прошлом не единожды бывали ситуации, когда на Земле одновременно проживали несколько видов человекообразных!
Эта особенность нашей истории была обнаружена в самые последние десятилетия благодаря исследованиям палеоантропологов. Им удалось построить новое генеалогическое (они бы назвали его скорее филогенетическим) древо, которое оказалось куда ветвистее, чем предполагалось ранее. Каким же образом наши предки умудрились отделиться от этого многоголосого семейства? Была ли наша эволюция постепенной или происходила гигантскими скачками? Как и когда в процессе этой эволюции мы окончательно стали людьми? Многие из этих вопросов уже получили ответы, пусть и не всегда исчерпывающие, но многие стали поводом для возникновения все новых и новых дискуссий.
Множатся и открытия: за последнее время у человечества обнаружилась целая толпа новых предков: их останки найдены в Пещере костей (Simadetos Huesos, Испания), в пещерах Стеркфонтейн (Южная Африка), к ним можно отнести такие недавно открытые виды, как Дманисийский гоминид (Грузия) и Флоресский человек (Индонезия). Технология раскопок совершенствуется и позволяет восстановить даже характеристики окружающей среды, в которой обитали прародители человека. Сегодня ученые могут заглянуть непосредственно внутрь древних пород и исследовать окаменелые останки черепов. Химический анализ костных тканей позволяет определить даже рацион питания тех, кто когда-то обитал в исследуемом регионе. Но по-настоящему революционная технология сформировалась около десяти лет назад, когда появились первые результаты анализа ДНК доисторического человека. Палеогенетика принесла в науку потрясающие открытия, такие, к примеру, как доказательства существования видов, о которых ранее никто не подозревал, или же свидетельства скрещивания разных видов человекообразных между собой и, соответственно, возникновения гибридов. Мы все несем в себе следы этой поразительной истории.
Происхождение человека – тема весьма деликатная в социальном и политическом плане. На свете живет множество людей, которые все еще держатся за религиозные мифы. Им комфортнее верить в божественное происхождение человека, чем столкнуться с жестокой правдой камней и костей и принять реальность: согласиться с тем, что своими корнями мы уходим в животный мир и наше превращение в разумных существ шло долго и мучительно. Палеоантропология пишет не только биологическую, но и социальную историю человека. В некоторых странах власти пытаются заставить ученых искать пищу для национальной гордости: создавать искусственно более древнего или сильного предка, способного питать ложное чувство превосходства.
Конечно, история, рассказанная нами, не может быть истиной в последней инстанции – и будет меняться и уточняться. Новые открытия обогатят ее и заставят переписать еще не раз целые главы. Палеоантропология помогает понять, кем мы являемся на самом деле, представить наш вид во всем его великолепном многообразии. История нашей собственной эволюции завораживает – и не только потому, что проливает свет на наше происхождение, но и потому, что дает нам возможность по-новому взглянуть на самих себя.
У человека и шимпанзе очень много общего: у них явно один предок. Именно от этого древнего вида когда-то пошли обе ветви развития. Но только в XXI веке человечество смогло наконец составить себе более-менее ясный образ прародителя, первого гоминида, давшего начало всем нам.
Среди гоминидов есть несколько знаменитостей, таких, например, как Люси (она жила 3,2 миллиона лет назад), но история человечества начинается не обязательно с них. Можно начать отсчитывать ее с момента появления первых представителей вида Homo sapiens, то есть принять за точку отсчета период около 300 тысяч лет назад. А можно и отправиться в совсем древние времена, к первым гоминидам, появившимся примерно 7-10 миллионов лет назад. Или даже к первым приматам – это было намного раньше, вообще 55 миллионов лет назад. Но почему тогда и не к первым млекопитающим, то есть 220 миллионов лет назад, или к первым позвоночным, начавшим свой путь 550 миллионов лет назад?
«Человек происходит от покрытого шерстью млекопитающего, с хвостом и остроконечными ушами, обитавшего в глубокой древности, скорее всего, на деревьях».
Чарлз Дарвин, 1871
С точки зрения зоологии, мы принадлежим к подсемейству гомининов, к которому относятся все ближайшие к человеку приматы, такие как австралопитеки, к примеру, но не шимпанзе. Весьма заманчиво начать именно с первых гомининов, поскольку как раз в этот момент наша собственная история отделилась от истории других ныне живущих животных.
Согласно палеонтологическим данным и молекулярному анализу, последний общий предок людей и шимпанзе жил в Африке в период от 5 до 10 миллионов лет тому назад. Столь широкий разброс в датах возник от того, что две научные дисциплины не могут договориться о точных временных границах. Исследования ископаемых останков отправляют нашего общего прародителя в более далекие времена – на 7 или 8 миллионов лет назад (или даже ранее), а молекулярная биология дает более позднюю датировку – период между 5 и 7 миллионами лет назад. Объяснить разброс может гипотеза, согласно которой после расхождения двух видов они еще какое-то время могли спариваться между собой и производить гибридных особей. Таким образом, справедливо было бы предположить, что дифференциация шла достаточно долго.
Об этом самом древнем предке мы знаем не так уж много: с уверенностью можно сказать, что он вел социальный образ жизни и был вегетарианцем. Но мы не знаем точно, как он передвигался – на четырех конечностях или на двух. В последнем случае можно было бы полагать, что умение ходить на своих двоих было унаследовано гомининами от их предков, а в первом – что они сами достигли этой важной способности: прямохождения.