Предыстория и цель создания данной книги
«Все хорошие книги сходный в одном – , когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно навсегда при вас и останется: хорошее и плохое, восторги, печали и сожаления, люди и места, и какая была погода.» Эрнест Хемингуэй.
Взявшись за написание данной книги, я не ставлю себе задачу создать монументальный труд, который своим весом раздавит все предыдущие публикации о бароне Унгерне. Фигура Роберта сама по себе была настолько значительна, что ее невозможно уместить в рамки одного литературного произведения, даже в вышей степени достойного.
Взяться за перо меня заставила скорее необходимость, т.к. имеющаяся литература о бароне по большей части возмущает, и даже отменные публикации о нем грешат многими неточностями, с которыми я не могу согласиться.
Всемирно признанный корифей литературы Дж. Толкин однажды заметил:
«Так творения дивные и прекрасные, пока они существуют и радуют взор, говорят сами о себе, и лишь когда они в опасности или гибнут, о них слагают песни.»
Не слагать песен о легендарном бароне невозможно, т.к. его эффектная фигура заметно выделялась даже на фоне многих героев той страшной эпохи, отличаясь только ЕМУ свойственной исключительной неординарностью.
После крушения страны советов, вся необъятная территория бывшего союза наполнилась прежде запрещенной литературой, напечатанной в свое время русскими эмигрантами на западе.
В то далекое время, когда впервые повеял свежий ветерок такой долгожданной и упоительной свободы, я была еще чрезвычайно мала и не смогла в полной мере оценить ценность тех источников, которые нам стали доступны.
Однако в мою память навсегда запали слова песни И. Талькова «Родина»:
Листая старую тетрадь
Расстрелянного генерала,
Я тщетно силился понять,
Как ты смогла себя отдать
На растерзание вандалам…
О, генеральская тетрадь,
Забытой правды возрожденье,
Как тяжело тебя читать
Обманутому поколенью.
Россия…
В те далекие, страшные дни драматичных 90-х годов прошлого века мы, дети младшего школьного возраста, после занятий за партами бежали в ближайший продуктовый магазин постоять в очереди за сахаром, которую заняли накануне, предусмотрительно переписав имена людей, занявших эту очередь вместе с нами. Естественно, в то давно минувшее время, в минуты ликования от приобретения кусочка такой дефицитной и такой аппетитной на вид ветчины полет моих мыслей был далек от образа прославленного, невинно убиенного барона Унгерна.
Но прошло 30 лет, и я заняла свое почетное место среди преданных почитателей барона и считаю своим долгом высказать свое мнение по данному вопросу, т.к. из собственного, уже значительно накопленного жизненного опыта знаю, что не выразить свою позицию, опубликовав её, является огромным упущением: много незабвенных исторических личностей не оставили мемуаров, выразив в них свой взгляд на все текущие события, что создало невосполнимую брешь для будущих поколений.
Со времен лихих и одновременно голодных 90-х годов стало очевидно, что то нелицеприятное прошлое, которое на протяжении десятилетий было тщательно скрыто от граждан нашей многострадальной Родины, будучи обернуто многими слоями совершенно бессовестной, часто беспросветно глупой лжи, властно вторглось в нашу жизнь, подчинив себе настоящее, ибо без правильного понимания прошлого не может быть никакого успешного и счастливого настоящего…
С детских времен в сознании нашего поколения Гражданская война ассоциируется с грязью, пылью, кровью, резней и потными гимнастерками красноармейцев, так часто мелькавшими в культовых советских фильмах.
Однако, по другую сторону баррикад были яркие, благородные, просвещенные офицеры бывшей Императорской Армии, которые обращались друг к другу не иначе, как «господа», и до своих последних минут несли стяг веры, призыв «С нами Бог» и надежду на победу.
Замок Шенонсо, фото автора
Все эти мужественные люди уже обрели покой и славу в мире ином и вовсе не нуждаются в том, что бы об их заслугах стало известно повсеместно.
Но это крайне необходимо именно НАМ. Россияне должны знать, что по нашей земле ходили истинные герои и патриоты Отечества, за которых мы можем испытывать национальную гордость.
Это были такие представители российского общества, к которым применимо определение «самые»: самые умные, самые образованные, самые воспитанные, самые галантные, самые смелые, самые любящие Родину, и этот список превосходных характеристик можно продолжать до бесконечности.
Своей книгой мне так же хочется донести до нашего поколения, чье раннее детство прошло в бывшем Советском Союзе, а годы становления пришлись на массовую разруху 90-х, кто прожил многие годы, искренне веря, что советское детство было бесконечно счастливым, то, что мы были подло обмануты, и красивая обложка, которой мы все любовались, в своем основании скрывала на редкость жуткое содержание.
В раннем детстве в моё сознание врезались такие имена, как Колчак и Деникин, как олицетворение зла, с которым боролись те, кто желал счастья всем трудящимся и помогал советскому народу строить светлое будущее.
Мы, дети 80-х годов, выросли с встроенной матрицей и с воспитанным в нас предубеждении против представителей Белой Гвардии. Нам с пеленок внушили, что белые были врагами, и отделаться от анахронизмов минувшего крайне сложно.
«Ложь есть семя бессмертное и неуничтожимое; вновь и вновь прорастает оно и будет приносить черные плоды вплоть до последних дней…
Зло пускает в ход громадные силы и с неизменным успехом – да только тщетно; оно лишь подготавливает почву, на которой пустит ростки нежданное добро. Так оно происходит в общем и целом; так оно происходит с нашими собственными жизнями.»
Дж. Толкин…
Являясь почитателем качественной художественной литературы с раннего детства, я не ставлю своей задачей написать фундаментальный научный труд о Роберте Унгерне: моё произведение рассчитано на широкий круг читателей, профессиональная деятельность которых располагается в плоскостях, далеких от исторической науки.