В начале было Хобби, и это Хобби – Шахматы.
Шахматы – это настольная игра. Ни больше, ни меньше. Шахматы в моей жизни играли ключевую роль на протяжении всего детства и молодости, но потеряли смысл с окончанием школьной программы. Связано это с тем, что окончание школы, т.е. 9-11 классы – это начало взрослой жизни, а во взрослой жизни уже другие игры, и шахматам, как мне представлялось, там нет места. А теперь всё по порядку.
Про шахматы я узнал ближе к четырем годам, когда отец научил играть, точнее, рассказал про игру: доска, фигуры и мат. Мне было интересно, играли по вечерам. В какой-то момент меня отвели в Шахматную школу города Армавир (ДЮСШ), включили в группу, и мой первый тренер увлёк меня этой игрой на 17 лет – вплоть до последнего официального турнира в 2003 году, по результатам которого было присвоено звание FIDE-Master. Потом был второй тренер, а в какой-то момент я понял, что тренируюсь со всеми тренерами по шахматам в городе Армавире. Но это другая история.
Где-то в 8-9 классе начинаешь задумываться: а что дальше? Шахматы – это игра. Игрой жизнь нельзя обеспечить. На соревнованиях, к сожалению, не раз можно было увидеть покалеченных игрой шахматистов. При этом – очевидно, из-за плотного графика турниров – в то время возникало такое чувство, что игры шли беспрерывно. Так в начале и середине 90-х была только классика из десятидневных турниров. В какой-то момент их стало от 10 до 15 в год, при этом половина с выездом в другие города. Школьная программа «подвисала», да и откровенно была не интересна. Оценки стали 3-4, нужно сказать, заслуженно. 10-я школа города Армавира была строга к учебе. Спортивные успехи не шли в зачет, и я принял решение сделать «рокировку»: вернуться в 17-ю школу города Армавира, где спортивные успехи улучшали результаты обучения. Но это не решало главную задачу: как обрести профессию и найти себя в реальной жизни. Шахматы – это игра, абстракция.
Реальная польза от шахматной игры для развития человека – это логика! Начинаем размышлять: а что будет после шахмат? Ответ прост ― это реальная жизнь, оценки после 9-го класса, которые идут в аттестат, и оценки после 11-го класса, далее институт, семья дети и т.д. Но наличие логики в «копилке личных качеств» не гарантирует успех при поступлении в вуз. Нужно сдавать экзамены, а если ты постоянно на соревнованиях – даже если занимаешь призовые места, становишься чемпионом города и края, о тебе пишут в газетах – это не будет гарантией поступления в вуз и на результаты экзаменов никак не влияет.
Начинается развилка: меньше шахмат – больше занятий. К ним относились и курсы для поступления в вуз. Очевидно, что шахматы неспешно переходят в формат хобби. Но турниры идут, и каждый год очередной забег: город, край, ЮФО, Россия и далее. По привычке выходишь на старт забега, и это продолжает отнимать время и силы. А в обучении особого продвижения нет, все рывками и отрывками, системно двигаться не получается. В тот момент, видимо, еще не понимал, что сидеть на двух стульях тяжеловато. Так и заканчивается средняя общеобразовательная школа с оценками 4 и 5, без особых перспектив поступить в ВУЗ на бюджетное место. Нужно честно сказать: шахматный спорт не позволил подготовиться к следующему этапу образовательного процесса. Но он дал другие качества, которые стали ключевыми в моей жизни – это умение думать и размышлять, анализировать, оценивать ситуацию, выбирать и принимать решения, нести ответственность за них.
Дополнительно, из-за междугородних поездок на соревнования, можно добавить – кругозор и коммуникации, а также уверенность, что если делаешь правильные ходы, будет успешный результат.
В институт на бюджет поступить не удалось, и коммерческий вуз решил проблему получения высшего образования. На этом профессиональный шахматный спорт закончился.
А был ли спорт? В ДЮСШ было дополнительное, внеурочное шахматное образование. В выходные дни в клубе – практика в формате досуга и хобби. Неспортивные игры в блиц с регламентом 1 минута против 5 минут у противника и без ладьи по 5 рублей – больше похоже на веселье. Турниры были официальные. Но они не ощущались как спортивные. Возможно, 90-е в России, в том числе в провинциальном городе Армавир Краснодарского края, в тот период не были в приоритете. Люди не жили в 90-е, люди выживали после развала СССР. Я это почувствовал на себе и на окружающих меня людях. Дополнительную боль в жизни россиян на юге принесла первая и вторая чеченские войны. Десятилетие хаоса.
Первый год обучения в коммерческом вузе для меня сформулировал новую задачу – нужны деньги для оплаты обучения. Стало понятно, что нужна работа. Но как и где ее найти? Именно тут и помогло все то «шахматное» в моей жизни, что было накоплено годами. А это, например, знакомство со старшими товарищами, которые в трудный момент научили работать и зарабатывать, помогли самоопределиться. Хочу с большой благодарностью вспомнить шахматиста-любителя из Еревана, переехавшего в Армавир, мастера спорта СССР по велосипедному спорту Рафика Арутюновича Колотяна, а также его производственное предприятие в Армавире. Дальше – уже другая история про производство, логистику, дистрибьюцию и т.д. Шахматному спорту в этом очевидно нет места. Т. к. позволить себе оставить рабочее место на 10 дней ради турнира с одной стороны сложно, с другой – практически невозможно. Шахматы становятся хобби на всю мою оставшуюся жизнь.
Наша история будет про то, как из хобби через идею сделать что-то большее ― проект. Как идея и проект сделают тебя меценатом. Как сделать невозможное и заставить в это поверить всех. Как из шахматистов сделать функционеров и шахматных чиновников. Мы поговорим про будущее шахмат в Краснодарском крае.
В основе Влюбого мировоззрения должна быть идея или какой-то «фундамент» – то, от чего ты сможешь оттолкнуться и прыгнуть вверх-вперед; то, на что можно оглянуться в случае необходимости; то, что остается с нами навсегда и никогда не покинет нас – это наша история, наша жизнь, наш мир.
Мы можем жить, созидать, встречаться, перемещаться, но наш взгляд всегда останавливается на том, что нам знакомо, том, чем мы жили, том, что забыть невозможно.
В моей истории – это шахматы. Шахматы – это не доска и фигуры. Шахматы – это всё многообразие, что окружает нас до шахматной доски, в момент игры, во время турниров и после. Шахматы – это место, где тебя учили. Проходя мимо, мы при возможности зайдем в это здание. Шахматы – это место, где проходят турниры. Заходя в клуб, мы присядем за шахматный стол. Шахматы – это люди, с которыми мы играли, общались, делились впечатлениями, анализировали партии и турниры, и если ты с ними встретишься, то будешь спрашивать о шахматах.