Проводя свою знаменитую Центрально-Азиатскую экспедицию, описанную в книгах и дневниках её участников, Рерихи преследовали многочисленные цели и, в частности, пытались найти путь в Шамбалу – таинственную страну, где, как считается, обитают Учителя Вневременной Мудрости, Владыки Шамбалы, которые из века в век ведут человечество от тьмы к свету и от неведения к знанию, являясь миру в облике великих религиозных учителей, правителей, философов, учёных…
Удалось ли Рерихам добиться своей цели и найти Шамбалу? И возможно ли найти Шамбалу на Земле? И если да, то где в неё вход?
Удалось ли Рерихам выйти на контакт с Учителями Мудрости, и существуют ли Владыки Шамбалы на самом деле? И если да, то как с Ними поговорить, и как отличить истинное Учение Вневременной Мудрости, идущее от Учителей Шамбалы, от поддельного?
Тема эта сколь таинственна, столь и притягательна. Конечно, есть те, кого идея духовного водительства раздражает и возмущает, но многих она вдохновляет и обнадёживает: ведь, не так-то просто переплыть океан жизни без путеводной звезды, а ещё сложнее – закончить её в более высокой точке, чем начал.
Поиски Шамбалы занимали умы многих стремящихся. Путешествию семьи Рерих к неведомому и духовному, их поискам Шамбалы и Учителей Вневременной Мудрости, их экспедиции на Тибет посвящена данная книга.
Лондон – особое место в жизни Рерихов да и вообще – теософов. Началось всё с Елены Блаватской, которая рассказала, что в 1851 году в день своего двадцатилетия впервые встретилась в Лондоне с Махатмой Мориа – одним из Учителей Вневременной Мудрости, от которых она впоследствии получала то Учение, которое стало известно всему миру под названием теософия, и которое синтезирует религию, философию и науку под девизом «Нет религии выше истины».
Елена Блаватская, ок.1850г.
Загвоздка в том, что никто не видел Махатм Блаватской, и со временем появилось, с одной стороны, много скептиков, сомневавшихся в существовании Духовной Иерархии Адептов, а, с другой стороны, много тех, кто стал заявлять о том, что тот или иной Учитель (Master of Wisdom – Владыка Мудрости) вошёл с ними в контакт и передаёт через них послания. Для такого вида деятельности есть специальный термин – ченнелинг, от английского channeling, что означает выступать в качестве канала (channel), по которому передают послания свыше.
Контактёров со временем становилось всё больше, и в итоге всё упиралось в авторитет человека-приёмника и в степень убедительности принимавшихся им посланий, ведь, в любом случае проверить истинный источник посланий практически не представлялось возможным.
Рерихи, которые после Октябрьской революции оказались в эмиграции, в 1919 году поселились в Лондоне и вступили там в Теософское общество. Они тоже попытались выйти на контакт с Учителями Мудрости. Как утверждали сами Рерихи, им это удалось в 1920 году, и в течение двух десятков лет они принимали послания от Махатмы Мориа, изданные впоследствии в книгах Агни-йоги (Живой этики).
Помимо Елены Блаватской и Елены Рерих известными контактёрами, передававшими, как они утверждали, Учение от Владык Шамбалы, были Алиса Бейли, Гай Баллард, а также Марк и Элизабет Профет.
Для Рерихов, проводивших свою первую масштабную экспедицию по Азии, Москва пришлась примерно на середину их путешествия. Первая рериховская экспедиция длилась с 1923 по 1928 год. Как писал Николай Рерих, её основной маршрут начинался и заканчивался в индийском Дарджилинге и на разных этапах проходил по Индии, Монголии, Китаю, Алтаю, Тибету.
Елена и Николай Рерих в Ладакхе, Индия, 1925 год. (Фотография из коллекции Музея Николая Рериха, Нью-Йорк)
Формально Рерих даже не включал Москву в перечень городов, посещённых экспедицией, однако он готовился к заезду в столицу Советской России загодя: нарисовал картину с образом Ленина в небесах, подготовил письмо от Гималайских Махатм и ларец с гималайской землёй на могилу «Махатмы Ленина», а также переписал одну из книг рериховского учения Агни-йоги так, чтобы обозначить общие черты между коммунистической и буддийской общинами.
Что Рерих делал в Москве? Существует распространённая версия, что он активно сотрудничал с советской разведкой, и заезд в большевистскую Москву был началом нового этапа экспедиции, целью которого было наведение смуты в Тибете и свержение тибетского правителя – Далай-ламы XIII, который сотрудничал с англичанами.
Насколько правдива эта версия об экспедиции Рерихов и о разведчике Фуяме – вопрос остаётся открытым.
Как бы то ни было, в июне 1926 года в Москве Рерих вручил наркому Чичерину Г.В. приготовленные гималайские подарки, провёл ряд встреч, после чего отправился на Алтай.
Большую роль Рерихи отводили Сибири и Дальнему Востоку. Особенно важным они считали Алтай. Именно там должен был быть основан чудесный город Звенигород – центр задуманной Рерихом Новой Страны, объединяющей немалую часть Азии под сенью спаянных буддизма и коммунизма.
«Жив ленинизм». Елена и Николай Рерих (в центре) в Новосибирске, 1926 год. (Фотография из коллекции Музея Николая Рериха, Нью-Йорк)
Идее Новой Страны не суждено было свершиться, однако идея Звенигорода, зафиксированная в дневниках Елены Рерих среди записей посланий от Махатмы Мориа, ещё жива. Но была ли она предназначена для быстрого воплощения, реализации? В соответствии с теософскими представлениями – не была:1
«Город-мечта, город прекрасный Звенигород лежит в пространстве Бытия. В Стране Огненной город рождён, и город завещан людям, на будущее завещан, но стремление его увидеть проявленным равнозначно тому, как дитя, в утробе формирующееся, увидеть до его рождения. Стремление увидеть в тонких эфирах хорошо само по себе и даёт рост развитию третьего глаза. Но активная реализация города физически – это как преждевременные роды. Город есть, жизнь в нём развивается и протекает на плане эфирном. Город красив и величественен. Город знаний и фундаментальных наук, искусств и мелодий световых гармоний. Живут в городе искусные мастера, учёные, мыслители, музыканты, много разных талантливых людей»
После Москвы рериховская экспедиция доехала в сентябре 1926 года до Улан-Батора, столицы Монголии, где и перезимовала.
Николай Рерих с буддийским стягом в Улан-Баторе во время зимовки 1926-27 гг. (Фотография из коллекции Музея Николая Рериха, Нью-Йорк)
Во время зимовки рериховская экспедиция неожиданно превратилась в Миссию Западных буддистов в Лхасу, которая готовилась продвигаться в сердце Тибета под буддийским стягом и американским флагом.
Эта экспедиционная фотография с амриеканским флагом сделана уже на Тибете, дек 1927 – янв 1928 (Фотография из коллекции Музея Николая Рериха, Нью-Йорк)