Открытие 1
Всеобщий закон ускорения развития в природе и обществе
В 1975 году в журнале «Известия вузов, геология и разведка» была опубликована моя статья «О некоторых особенностях развития в геологической форме движения» (Ройзенман, 1975>1).
Термин «форма движения материи» был взят у Ф. Энгельса. На основе большого статистического материала (публикации со ссылкой на 2500 первоисточников) впервые было установлено, что в неживой природе, в живой природе и в человеческом обществе развитие происходит с ускорением, то есть каждый следующий цикл развития короче предыдущего в определенное количество раз, что выражается «коэффициентом ускорения развития»:
1) в галактическом развитии – 1,08;
2) в планетарном (геологическом) – 1,3;
3) в биологическом – 2,3;
4) в антропологическом – 3,0;
5) в общественном развитии – 3.3 (Ройзенман, 2002).
В целом, как видно из таблицы, при восхождении от низших форм к высшим (от галактической – к общественной) «коэффициент ускорения развития» увеличивается в 3 раза: от 1,08 до 3,3. Это связано с более высоким уровнем информации в высших формах движения материи.
Таблица. Характеристика длительности циклов и коэффициентов ускорения развития в разных формах движения материи.
Практическое применение. В качестве примера практического применения закона ускорения развития можно привести расчет, сделанный мной при составлении упомянутой статьи 1975 года (Ройзенман, 1975>1). С использованием «коэффициента ускорения общественного развития» – 3,3 было рассчитано, что главенствующая в мире по численности населения (30%) социалистическая общественно-экономическая формация закончит свое существование в период 1992—2002 годов. Этот прогноз казался нелогичным. Ведь ход мировых событий как будто свидетельствовал о поступательном развитии социализма: после Первой мировой войны образовалось одно социалистическое государство, а после Второй мировой войны сформировалась целая социалистическая система с большим количеством государств на разных континентах.
Когда первый прогноз подтвердился достаточно точно, я сделал следующий расчет по той же формуле и опубликовал в статьях (Ройзенман 2002, Ройзенман, 2003) и в книге (Ройзенман, Белов, 2006) второй прогноз о том, что существующая в развитых странах (США, Германия, Япония и др.) общественно-экономическая формация завершится в 2015—25 годах. Причина этого – прогрессирующая глобализция, при которой национальные правительства потеряли многие рычаги регулирования деятельности транснациональных компаний.
По данным экспертов Международного объединения Oxdam: «Теперь уже только восемь мультимиллиардеров владеют богатством, которое сравнимо с состоянием половины человечества. К сожалению, это говорит о крахе мирового экономического порядка».
Следует отметить, что транснациональные компании выводят от налогообложения по 100 – 200 млрд. долларов в год.
В результате, произошел возврат к условиям раннего (дикого) капитализма, про который К. Маркс писал, что «при 100% прибыли капитал становится агрессивным, а при 300% прибыли готов на любое преступление в мире, даже под страхом виселицы».
Естественно, возник вопрос о том, какая следующая формация придет и станет ведущей после 2015—25 годов. Подробно модель этой новой формации охарактеризована в моей статье «Как без катастрофических революций перейти к новой общественной формации» (Ройзенман, 2009). В основе модели новой, грядущей в 2015—25 годах общественно-экономической формации – артельно-кооперативная форма собственности и деятельности. Эта модель апробирована в разных странах (в СССР – России: НЭП в 1922—28 годах и современный Союз собственников-совладельцев «Шукты» – в сельском хозяйстве; старательские артели в горной промышленности и в дорожном строительстве; в Испании – Федерация кооперативов «Мондрагон» и др.). В целом