Сказка о трех братьях-царевичах, о трех царевнах красавицах и о волшебной книге.
В некотором царстве в некотором государстве жил-был мудрый царь Берендей. И было у него три сына: Владигор, Велимудр и Любомир. Владигор – старший брат был богатырь силы немереной. Средний брат Велимудр – ума необычайного. Младший Любомир – большой души человек, понимать умел язык зверей и птиц. Всегда вместе были братья – и на пиру, и в бою. Друг без друга жизни не мыслили, но пришлось им разлучиться.
Позвал к себе их царь Берендей и повел такую речь:
– Сыновья мои милые, сыновья мои любезные, вошли вы в возраст, и хочу я вас женить: на детушек ваших порадоваться, на жен красавиц полюбоваться. Отправляйтесь в путь-дорогу по белу свету, найдите себе каждый по жене-подруге верной! Ждать вас буду с нетерпением!
Благословил их царь, и отправились царевичи в путь-дороженьку. Разъехались каждый в свою сторону.
Вот едет Владигор-царевич мимо города и народ окрестный спрашивает:
– Ответьте, люди добрые, нет ли в вашем царстве девиц-царевен?
– Как не быть, – отвечают, – Живет в нашем городе Любава-царевна – сильная богатырка! Кто к ней только не сватался, никого в живых не осталось – всех женихов Любава испытывает, а кто не справится, того казнит без жалости!
– Как же мне найти ее? – царевич спрашивает.
– Проще некуда, – отвечают, – поезжай ко дворцу и стучи в ворота дубовые. Там найдешь царевну-Любаву ты.
Вот подъехал царевич-Владигор к воротам и стучит своей палицей:
– Открывай, отворяй, Любава-царевна – жених к тебе!
Вышла из ворот стража строгая и повела его во дворец резной. Видит богатырь во дворце красу-девицу и говорит ей таковы слова:
– Здравствуй, Любава-красавица! Я царевич-Владигор, царя Берендея сын. Слышал я, что женихов ты испытываешь. Испытай и меня, быть хочу твоим мужем-хозяином!
Нахмурилась богатырка-Любава и ответила:
– Что ж, царевич-Владигор, изволь – испытаю тебя. Да только, коль не справишься, сложишь здесь свою буйну голову. Отвечай, согласен ты, аль забоялся?
– Отродясь не знал я страха, и теперь не боюсь! Я на все готов – испытывай!
Молвил так богатырь, подбоченился.
Усмехнулась царевна:
– Коли так, слушай задачу первую: есть у нас поле немалое, все засыпано валунами каменными, что с горы посреди поля сыплются. Ты гору сдвинь, очисти поле то, вспаши и засей зерном. Коли к завтрему с этим справишься, приходи опять, буду дальше испытывать. А не справишься, приведут силком, и отрубят тебе твою голову!
– Выполню я ту задачу, играючи – где, то поле, скорее показывай!
Отвела стража Владигора на поле огромное – конца края не видно во все стороны. Все засыпано камнями тяжелыми, а посреди гора стоит, вершиной в небо тычется.
Всю-то ноченьку таскал богатырь валуны да камни огромные. А к утру осталась в поле стоять лишь гора одинокая. Подошел к горе Владигор, уперся плечом, ноги шире порасставил и навалился всей своей силой-мощью. Загремела гора, с места тронулась. Сдвинул богатырь с поля гору ту, поле все вспахал и засеял он – всю работу сделать в срок успел.
Вот приходит он во дворец опять, говорит царевне нахмуренной:
– Все исполнил я – погляди в окно! Что ж не рада ты? Али гору не там поставил я?
– Вижу сила твоя огромная! Ведь никто с той задачей не справился! Что ж до радости – рано праздновать! Есть вторая задача для тебя, богатырь. У меня в лесу есть скала с пещерой темною – из нее никто не пришел живым, все погибли, пропали пропадом. Говорят, живет в той пещере медведь, не простой медведь – заколдованный! Раз в сто лет медведь просыпается и выходит крушить-громить все, что встретится. На исходе как раз этот страшный срок. Ты пойди, богатырь-Владигор, победи зверя лютого.
Отвечает царевич Любаве:
– Изволь, царевна-красавица – поохочусь сегодня на медведя я – это дело как раз по мне!
Вот пошел богатырь во темный лес, отыскал скалу и пещеру в ней. От пещеры той веет мертвым холодом, а у входа черепа лежат. Не звериные черепа – человечьи!
Стукнул палицей своей богатырь по скале крутой, задрожала скала, камни посыпались.
Крикнул Владигор громким голосом:
– Выходи Зверь-медведь, выходи на бой, хватит спать-дремать, пора силой мериться!
Из пещеры сырой рев, ворчание вдруг послышалось. Вышел из пещеры Медведь-Гора, от обычного больше в 10 раз! Когти у него – как сабли длинные, зубы – как кинжалы острые! А глаза злые, красные, заспанные – недовольные.
Говорит медведь громким рыком человечьи слова:
– Кто мешает спать мне Медведь-Горе! Много я вас таких тут заломал-поел!
– Я – царевич Владигор, царя Берендея сын! Я поднял тебя, чтоб сразиться нам, чтобы ты, Зверь-Медведь, не крушил городов и сел, и не сеял вокруг горе, смерть, матерей рыдания!
Заревел медведь – на Владигора бросился: встал на лапы задние во весь свой рост. Поднялся он ростом выше той скалы – хочет богатыря под себя подмять, на куски разорвать!
Но не так был прост Богатырь-Владигор – вынул тут же он свой булатный меч, подскочил к медведю сзади быстрым соколом, вспрыгнул на спину зверю лютому и пронзил насквозь сердце медвежье. Со страшным ревем и грохотом, рухнул Медведь-Гора под ноги царевичу!
Возвратился Владигор во дворец с победою, но Любава-царевна глядит нерадостно. Говорит ему, губы поджав, брови сдвинувши:
– Победил ты, Владигор, медведя страшного, удивил меня своею ловкостью. Но не время еще свадьбу праздновать! Третья есть задача, испытание последнее. Будем биться мы с тобою на конях, да с мечами и копьями. Победишь меня – будешь моим на веки мужем-хозяином! А коли дашь слабину, пощады не жди – отсеку твою буйну голову!
Вот сошлись они для боя в чистом полюшке. Небо синее над ними, солнце ясное. А в траве у ног коней стрекочут кузнечики мирные. О любви стрекочут они, о жизни прекрасной. Но не слышит их Богатырка-Любава, крепко сжала копье, глаза грозные. Вдруг пришпорила коня, и копье нацелила – на нее несется во весь опор Владигор-богатырь!
Сшиблись с шумом они среди полюшка, полетели с коней на Землю-Матушку. Оба на ноги повскакали вмиг, за мечи схватились булатные. Долго бились они на мечах в полную силушку. Вдруг ударил Владигор царевну по плечу мечом – разорвалась на плече кольчуга прочная. Вскрикнула богатырка, за плечо схватилася – полилась между пальцев кровь горячая. Пуще прежнего Любава разозлилась:
– Что не бьешься со мной царевич Владигор? Али крови моей забоялся ты?