Над Миром вставало Солнце. Мир открывался навстречу его согревающим лучам, прощаясь с угрюмой ночью. Капли росы зазвенели на траве, птицы звонким пением рассказывали друг другу сны о прекрасном Боге, который родился сегодня ночью.
Молодой Бог стоял, протянув руки к Солнцу – своему отцу. Богу предстоял долгий Путь – для сотворения нового мира, прекрасного и справедливого, такого, о котором мечтают смертные. Он покинул их селение в ночь полнолуния, чтобы завершить свое существование Героем. Да, он был Героем – он совершил много подвигов, выстоял в сотне битв. Его ругали, над ним насмехались – его не понимали. Ибо не дано простым смертным понять стремления того, кто рожден Героем и станет Богом. Ему завидовали и поклонялись, будто предчувствуя его Путь, но он всегда был один. Одиночество оказалось самым сложным испытанием для Героя. Для одиночества требуется напряжение всех его сверхчеловеческих сил, чтобы не показать своей слабости, чтобы не признаться в своей мечте о простом, самом обыкновенном, человеческом счастье – любить и быть любимым.
Только однажды он произнес вслух эти заветные слова – в последнюю ночь, когда еще был Героем. Он сказал их Женщине, которая дала ему силу и мудрость, которая разделила с ним ложе, которая отдала ему свою любовь. Женщина проводила его в путь, запретив оглядываться и убегать от страха назад. Она осталась в селении, зная, что не сможет помочь ему в Пути, зная, что он должен пройти свой Путь один. Женщина знала, что ее любовь – бесценный дар для Героя, но непосильная ноша для любого из смертных. Та женщина знала, что Герой пройдет свой Путь и преодолеет все препятствия и искушения. Она видела на нем будущие шрамы и заранее разглаживала морщины от невеселых раздумий. Женщина первой произнесла: «Пора!» и открыла дверь дома, уклоняясь от страстного поцелуя. Герой покорился ее воле – женщины лучше чувствуют Время. Герой вышел в ночь, зная, что Женщина провожает его взглядом, полным Любви и Веры. Она знала заранее, что ему предстоит стать Богом.
Молодой Бог в последний раз окинул глазом селение – в нем живут люди, ради которых он пройдет свой Путь.
Тело, созданное его отцом с любовью и тщанием – для битв и походов, для боли и наслаждения, утрачивало свою тяжеловесность, впитывая горний свет. Молодой Бог поднял с земли Меч и легкими шагами отправился вперед, в будущее.
Через много лет он вернется в селение, и смертные признают его Божественное происхождение. Они назовут его богом, будут слагать легенды о нем и гимны в его честь, поклоняться ему. Они никогда не вспомнят Героя, который жил среди них, и только Женщина узнает в его божественном лике черты любимого. Она молча преклонит колени и поцелует его стопы – так все люди будут чествовать его. Богу покажется знакомым ее взгляд, но Боги не любят вспоминать свое Героическое прошлое… Ведь тогда они еще были людьми…
Женщина уйдет в свой дом и молча рассыплет в прах обережный круг, который она держала столько лет над своим Героем. Богам не требуется помощь смертных.
Дважды Рождённый смотрел с вершины горы вниз. Туда, где в прекрасной долине жили смертные. В замечательном городе у моря. Благоухающие сады окружали город. По склонам гор ровными рядами спускались виноградники. Солнце заливало долину. Всё в мире обещало счастье, любовь и благоденствие.
Вот только смертные в городе не ощущали наступившей весны, не радовались пению птиц, не застывали перед красотой распустившихся цветов. Они буднично и уныло шли на рынок, долго и нудно там торговались из-за мелкой монеты. Потом в спешке готовили себе еду, жадно и суетливо поглощали её, набивая животы, словно мешки гнилой соломой. Они не пели песен, не танцевали, лишь иногда заходились в грубом смехе, если какой-то раб ронял кувшин с дорогим маслом, запнувшись о порог хозяйского дома. Одним словом, смертные…
Смертные… Они сами себя так называют, ибо боятся смерти. А потому живут как будто прыгают с кочки на кочку по зловонному болоту, боясь оступиться в тёмную бездну. И не могут отправиться в путь по просторным полям и тенистым лесам, вдоль горных ручьёв или полноводных рек. И потому не могут вздохнуть полной грудью воздух, напоенный жизнью. Не могут любить и ненавидеть, радоваться и горевать в полную силу. Из страха перед неотвратимой смертью они боятся жизни. И проживают свою единственную жизнь осторожно, отмеривают каждый день как скудную каплю, словно жрец Асклепия обезболивающую настойку из мака, которая погружает в сон, полный видений.
А Дионис – Дважды Рождённый – знал Истину: смерти нет. Душа живёт вечно. Даже если тело растерзают титаны и превратят в пепел, душа вновь войдёт в сердце и возродится. Это только первый раз страшно терять своё тело. Даже богу, рождённому от бога. А потом становится весело, как в игре, в которой ты можешь принять любой облик. Чтобы спрятаться от врагов или удивить возлюбленную. Чем не шутка для бессмертного?!
Дионис сотни, а то и тысячи раз умирал и вновь рождался для того, чтобы смертные перестали бояться Великого Перехода. Каждый год, в день зимнего солнцестояния, он торжественно провозглашал свою смерть и уходил на три дня в гости к своему дяде – Аиду. Там в шумной компании они пили гранатовое вино, сплетничали об олимпийцах и их смертных потомках. А иной раз просто молча сидели на берегу Стикса, наблюдая за неутомимым Хароном. По истечении же трех дней Дионис возвращался к смертным – Вечно Молодой, готовый к новым путешествиям за тайнами и секретами вселенной. Смертные ликовали, славя бессмертного бога, но даже думать не смели о такой же возможности для себя. Ибо их удел – короткая жизнь и короткая память.
Дионис научил смертных выращивать виноград и плодовые деревья. Чтобы на их примере люди поняли, что всё посаженное должно вовремя умереть, оставив плоды, из которых вырастет новое дерево. И что всё циклично, и одна жизнь сменяет другую. И каждая новая жизнь содержит память о предыдущей. Смертные благодарили за плоды, но не все понимали замысел бога.
В лунную ночь на фоне бушующего моря Дионис показал смертным историю своей борьбы с титанами, первую смерть и возрождение. Люди замирали от ужаса и страха, рыдали от боли, которую испытывал страдающий бог, и с облегчением вздохнули, когда он явился перед ними во всём блеске жизнерадостной юности. Им понравилось представление. Они запомнили его и повторяли каждый год на праздник, посвященный Дважды Рождённому. Но не все верили, что эта история – про них в том числе.