Эволюция городских институтов является одним из важнейших факторов социально-политического развития, во многом способствовавшим нарастанию экономических и социальных изменений в европейском обществе. Города являлись средоточием и сердцевиной как средневекового общества, так и общества раннего Нового времени. Анализ отношений между властными структурами Венгерского королевства и городскими общинами области Славония[1], прежде всего крупнейшего города региона Градец, представляется важным и перспективным, поскольку дает возможность понять, как их взаимодействие способствовало выполнению задач, которые ставили перед собой венгерские правители и общины свободных королевских городов.
Предметом данного исследования стала система связей между различными сообществами, составлявшими город на переходе от Средневековья к Новому времени на микро- и макроуровне, в первую очередь сообществ ремесленников и купцов; изучение того, как работала и из каких элементов состояла система управления городов.
Изменения в городской жизни, безусловно, происходили под влиянием не только внутренних процессов, но и многих внешних воздействий. Специфика свободных королевских городов проявлялась в том, что они опирались в своей повседневной жизни на свободы и привилегии, гарантированные им королевской властью, обладая при этом значительным суверенитетом.
Население славонских городов было многонациональным. То, как нации в лице своих представителей искали способы совместного управления общиной, дает урок совместного бытия, актуальный и для современного общества. При этом приходится констатировать, что принципы демократии, учитывающей интересы всех слоев общества, были в конечном счете отвергнуты городами Средневековья. Подобно демократическим основам управления большинства европейских университетов, они остались сложным для нашего понимания и не всегда логично функционирующим элементом феодального общества.
Несмотря на то что в численном отношении население большинства городов оставалось стабильным, уменьшаясь после бедствий и вновь восстанавливаясь до исходного уровня, жизнь горожан во все времена была достаточно напряженной, подготавливающей те огромного значения события, которые необратимо изменили лицо европейской цивилизации.
Описание города есть описание округи, региона, центром которого он стал. Основной целью этого текста является прояснить то, как функционировал и как менялся крупнейший город Славонии – Градец, в первую очередь какие перемены в социальной, этнической и экономической жизни предопределили особенности его развития. Как доказано специалистами по истории Хорватии, далматинские и славонские города сильно различались в ряде отношений. Если первые восходят в своем существовании еще к римской эпохе и в ряде случаев можно положительно решить вопрос об их континуитете по отношению к античным полисам, то возникшие позже славонские города изучены в значительно меньшей степени.
История Градеца наиболее документирована, поэтому некоторые аспекты истории славонских городов будут рассмотрены исходя из документальной базы Градеца. В то же время можно отметить, что города Славонии, и Градец в частности, являют яркий пример того, как городской организм развивался на национальной почве, преимущественно на основе личных соглашений короля и городской общины. Безусловно, будет рассмотрен широкий спектр документов, включая относящиеся к истории городов Градец, Загреб, Крижевцы, Ястребарско, Вараждин, Сомбор и ряда других.
Изучение славонских городов представляется необходимым для выяснения подлинной картины перехода от позднего Средневековья к раннему Новому времени. В то же время анализ городских институтов позволит понять, как функционировали города изучаемой эпохи, какие у них были союзники и враги, а изучение документов, в свою очередь, поможет снять определенные разногласия, сложившиеся в исторической науке по ряду вопросов. Будут выявлены определенные закономерности исторического развития, относящиеся к развитию городов и славонского региона в целом. Можно также отметить, что актуальность выбранной темы связана со стремительным развитием современных городов и необходимостью лучшего понимания того, какие принципы лежат в основе их бытия.
Хронологические рамки монографии обусловлены совокупностью внешних и внутренних факторов, повлиявших на судьбу региона. Они определяются временем от конца XIV – начала XV в., когда формирование Градеца в качестве свободного королевского города практически завершилось и возникла угроза для Славонии со стороны османов, вплоть до конца XVII в., когда опасность турецкого вторжения теряет свою остроту и появляются новые возможности для развития городов.
Основание городов, в частности Градеца, было вызвано соображениями военно-стратегического порядка, предполагалось, что именно города будут играть ключевую роль в обороне государства от монголо-татарских полчищ. С XIV в. венгерские правители вынуждены уже отражать агрессию Османского государства. Правление султана Сулеймана Кануни (1521–1566) стало критическим для державы Габсбургов на восточном направлении. В 1526 г. произошла трагическая для западнохристианского мира битва при Мохаче, в которой погиб руководитель крестоносного войска венгерский король Людовик Ягеллон. В 1527 г. королем Хорватии и Славонии был избран эрцгерцог Фердинанд Габсбург. Градец выступает, по сути, пограничной крепостью и центром сосредоточения антитурецких сил. До этого, несмотря на значительные изменения в управлении городом и тем более в его экономической ситуации, можно говорить, что жизнь Градеца во многом была обусловлена первыми грамотами Арпадов и, соответственно, постановлениями коммуны. В 1593 г. Хасан-паша вступил в решающую битву за Сисак и потерпел поражение от хорватского бана Фомы Эрдеди. Смерть Хасан-паши (и двух родственников султана Мурада III) справедливо расценивалась современниками как свидетельство ослабления османской мощи. Султаны уже не ведут войско на приступ «гяурских твердынь», а предпочитают проводить время в своих гаремах.