Брак берет свое начало еще во времена Ветхого Завета. А точнее, он был установлен Богом в самом начале человеческой истории в раю, при сотворении первых людей.
Вот как об этом рассказывается в Книге Бытия: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт. 1, 27–28). Жена была создана как помощница первого человека Адама из его ребра – кости, которая ближе всего к сердцу, что самым лучшим образом символизирует близость друг к другу наших прародителей и их единство в этом первом на земле браке.
Когда Адам увидел Еву в первый раз, он сказал: Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть (Быт. 2, 23–24).
После Всемирного потопа, когда праведный Ной и его сыновья стали родоначальниками нового человечества, их браки были благословлены Богом теми же самыми словами, которые были некогда сказаны и первым людям: И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт. 9, 1).
В законе, который дал Господь через Моисея избранному народу, содержатся строгие постановления, ограждающие святость брака (см. Лев. 20, 10; Втор. 22, 22–27). У пророка Малахии мы читаем и слова, объясняющие причину неприкосновенности брачного союза: Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей (Мал. 2, 14).
В Новом Завете о том же свидетельствовал и Сам Господь. Когда фарисеи спросили Его, по всякой ли причине можно разводиться с женой, Он отвечал им: Не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?.. посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 4–6).
Святость брака Господь подтвердил и тем, что Свое первое чудо Он совершил именно во время свадебного пира, куда был приглашен со Своей Матерью и первыми учениками (см. Ин. 2, 1–11).
Когда появилось лжеучение, гласившее о том, что брак недопустим для христиан, потому что супружество – это нечистота и осквернение, апостолы резко осудили его. Так, апостол Павел называет этих лжеучителей лицемерными лжесловесниками, сожженными в совести своей (см. 1 Тим. 4, 2–3), и объясняет верным чадам Церкви: Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою (1 Тим. 4, 4–5). Единство мужа и жены – от Господа: Ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога (1 Кор. 11, 11–12).
Вслед за святыми апостолами спорили с подобными же еретиками и святые отцы и учителя Церкви, такие как священномученики Ириней Лионский (II в.) и Мефодий Патарский (III в.), святитель Иоанн Златоуст (IV в.) и блаженный Августин (IV–V вв.), защищавшие Божественное установление и святость брака.