Архимандрит Наум (Байбородин) - Слова о старчестве

Слова о старчестве
Название: Слова о старчестве
Автор:
Жанр: Православие
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2022
О чем книга "Слова о старчестве"

«Старец обладает дарами прозорливости, чудотворения и пророчества и все свои благодатные дары прикрывает глубоким смирением. Старец может видеть в самой глубине души человеческой зарождение зла и причины этого зарождения и, зная душу человека, указывает верный путь ко спасению, открывая людям волю Божию» – это высказывание духовника Троице-Сергиевой Лавры, архимандрита Наума (Байбородина). Будучи сам, по словам очевидцев, одним из столпов старчества XX столетия, он знал всё о «культурном феномене старчества». Поэтому так подробно и говорил о возникновении старчества, о старцах Святой Горы Афон и Оптиной Пустыни.

Отец Наум распространял проповедь святоотеческого учения не только путем наставления с амвона или из исповедальни, но и с помощью составления сборников и издания книг. Перед вами сборник, составленный архимандритом Наумом (Байбородиным, † 2017) по трудам преподобных Амвросия Оптинского и Силуана Афонского.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Бесплатно читать онлайн Слова о старчестве


© Сибирская Благозвонница, текст, макет, оформление, 2022

* * *

Предисловие

Любому человеку нужен совет от того, кто мудрее, кто лучше разбирается в жизни, кто готов выслушать и способен наставить на путь истинный. Особенно нужен такой опытный духовный наставник в жизни православного христианина. Большим почтением всегда пользовались старцы, отличающиеся высокой духовностью, принявшие в свое сердце Господа нашего Иисуса Христа. Под их руководством можно было избежать многих ошибок на пути спасения и достичь духовного преуспеяния.

«Прежде всего, попекись найти себе наставника и учителя непрелестного и, нашедши его, вполне отдайся ему как отцу родному сын отцелюбивый, ходя по повелениям его неуклонно, и на него взирая как на Самого Христа»[1], – учил Каллист Патриарх.

К старцу идут исповедоваться, открывают ему всю душу свою, объявляют ему все свои греховные поступки, желания, мысли; таким образом получается тесная, неразрывная духовная связь между связавшим старцем и связанным чадом. Власть старца в известных случаях беспредельная, непостижимая. По словам монахини Игнатии (Петровской), в сказаниях о жизни старцев и их учеников «можно найти очень много живых примеров того, как велико пред Богом чистое, безжалостное к себе откровение помыслов старцу, как в очах Божиих искупается, ценится это откровение, как подвизающийся открывать свои приражения мыслей и страдающий от них приравнивается к страстотерпцу, проливающему кровь за исповедание Христа».

Одним из почитаемых современных старцев Русской Православной Церкви стал архимандрит Наум (Байбородин), духовник Троице-Сергиевой Лавры.

«Еще в первые годы своей монашеской жизни отец Наум стяжал дар непрестанной Иисусовой молитвы. И его главной заботой стало возрождение монастырей в России после 70 лет плена Вавилонского, возрождение монашеской жизни – делания Иисусовой молитвы в этих монастырях. Более 40 монастырей открылось в России его трудами. Батюшка сам молился непрестанно и почти в каждой своей проповеди нас к этому призывал: “Иисусову молитву надо читать, как дышать”. <…> Десятки архиереев и сотни священников – воспитанники и ученики архимандрита Наума. Сколько храмов ими восстановлено и заново построено! <…> Благословением и молитвами нашего старца состоялось прославление преподобных Кирилла и Марии, блаженной старицы Матроны… Благодаря Батюшке возродилось почитание написанной по благословению Оптинского старца Амвросия иконы Матери Божией «Спорительница хлебов»… А Ноев ковчег! За послушание старцу его духовный сын поднялся на Арарат и нашел его! <…> Самым главным сокровищем для отца Наума были человеческие души, вот и начинались его монастыри не со стен и украшения храмов дорогими иконостасами, не с удобных зданий с отдельными кельями, а с тех людей, которых Господь посылал под его водительство, которых он растил и вымаливал»[2].

Как часто старец призывал с амвона: «Читайте Древний Патерик и напитывайтесь этим духом, учите Псалтирь наизусть…»! И еще говорил: «В каждом доме должно быть Евангелие! Работайте с людьми, открывайте богословские курсы, занимайтесь с детьми. Крыло мухи влияет на судьбы мира…»

Но батюшка не только советовал и наставлял, но и прилагал усилия к выпуску душеполезной литературы. Он отыскал и напечатал житие бородинской старицы Рахили, забытое за многие десятилетия издание «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу», при его участии было издано немало сборников, в которых точность и красота изложения текста в его традиционном виде выгодно отличаются от более современных переводов на русский язык. К их числу можно отнести 12 книг «Жития святых святителя Димитрия Ростовского» в репринтном повторении их первоначального издания в четырех томах на славянском языке, «Добротолюбие» в русском переводе святителя Феофана Затворника Вышенского и ряд других изданий, включая, конечно же, Священное Писание. Можно упомянуть и еще одно важное издание, предпринятое Ново-Голутвиным монастырем в 1993 году с благословения отца Наума: Псалтирь с толкованием на полях. Псалтирь, без сомнения, является одной из самых важных книг во всем Священном Писании и в жизни каждого христианина, учитывая ее значение для всего православного богослужения и частного молитвенного делания.

Батюшка был способен не только вдумчиво прочитывать сотни страниц различных текстов ежедневно, отмечая при этом карандашом главные, по его мнению, места. При этом он указывал на необходимые источники, просматривал принесенные для редактирования материалы, делая свои замечания и внося правки… Особенно часто это происходило с книгами и трудами святых отцов. Такое конспектирование текстов имело в глазах старца большое значение: он выбирал для своих чад наиболее важное из святоотеческих творений, которые в те времена были доступны очень немногим. Так появлялись статьи архимандрита Наума (Байбородина), сборники изречений святых отцов и современных подвижников «умного делания», духоносные издания.


От редакции

Часть первая. Традиция старчества в истории Церкви

Всеобъемлющее делание

Старчество как всеобъемлющее делание соединяет в себе все добродетели преподобных подвижников[3]. Плод же духовный, – учит апостол, – есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22–23). Наивеличайший дар – любовь, ибо Любовью именуется Сам Бог (ср. 1 Ин. 4, 8, 16).

Старец, призванный на это служение Самим Богом и получивший от Него дары Духа Святого, проходя путь трезвения и умно-сердечной молитвы, очищался от страстей и, пребывая в покаянно-молитвенном состоянии, видел свои грехи даже в тончайших помыслах и движениях сердца. Он обладал дарами прозорливости, чудотворения и пророчества и все свои благодатные дары прикрывал глубоким смирением. Старец мог видеть в самой глубине души человеческой зарождение зла и причины этого зарождения и, зная душу человека, указывал верный путь ко спасению, открывая людям волю Божию.

Старчество, как особый духовный союз, по определению преподобного Амвросия Оптинского, состоит в искреннем духовном отношении и послушании духовных детей своему духовному отцу или старцу. Старец и его чада есть, по существу, единая семья о Господе.

«Идея старчества, – пишет митрополит Трифон (Туркестанов), – начинаясь с первой главы Книги Бытия, проходит по всему Ветхому Завету, вплоть до явления Спасителя. Тому подтверждение – пророки Илия и Елисей, Илий и Самуил, Нафан и Давид…»[4]

Первый представитель старчества в том смысле, как его понимала вся Церковь, является уже на рубеже двух Заветов – это святой Иоанн, Предтеча Господень. Народ, толпами грядущий к нему за наставлениями, его уроки о покаянии и верном пути ко спасению… не составляют ли признаков старчества в том виде, как оно впоследствии выразилось?


С этой книгой читают
В этом небольшом сборнике, составленном архимандритом Наумом, рассказано о принципе освященности чисел. Сборник будет особенно полезен для детей и юношества, открывающих для себя богословские истины через простые и привычные явления чисел. Числа показывают тайну Христа, наполняющего Собой весь окружающий мир.В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
Бог есть любовь, и Господь заповедал нам любить Бога и друг друга. Но что же такое любовь? В чем она проявляется? И как связана эта одна из трех главных добродетелей христианства (наряду с верой и надеждой) с духовной жизнью? В этом небольшом сборнике, который вы держите в руках, обязательно найдутся ответы на эти и другие вопросы. Книга издана в память известного и любимого лаврского батюшки архимандрита Наума (Байбородина; 1927–2017). Старец ли
В этой книге архимандрит Наум (Байбородин; 1927–2017) собрал изречения святых отцов о том, что такое чистота ума и сердца, как ее достичь, какие препятствия ожидают подвижника на этом пути, а также о цели этого делания – стяжании «ума Христова» и обожении человека.
Пасха Христова – величайший праздник православных христиан. Это день победы добра над злом, жизни над смертью, воистину это день Торжества Церкви Христовой.В первой части книги мы поместили материалы, рассказывающие об историческом пути Туринской Плащаницы и о научных исследованиях святыни. Вторая часть книги представляет собой размышления (отрывки из проповедей) архимандрита Наума (Байбородина), посвященные Пасхе Христовой.Завершает издание Слов
Книга «Слова в дни памяти особо чтимых святых. Книга пятая» представляет собой сборник из 20 богослужебных проповедей митрополита Омского и Таврического Владимира, посвященных памяти как небесных Сил, так и отдельных святых Вселенской Церкви и Русской Церкви и их Соборам и отдельным событиям, связанным с ними (день кончины, обретения мощей, прославления и т. п.), охватывая месяц сентябрь. В этих проповедях житийные материалы совмещаются с совреме
Митрополит Антоний Сурожский по праву считается одним из наиболее известных православных мыслителей ХХ века, а его немногочисленные приезды в Россию каждый раз становились настоящими событиями религиозной жизни. Так получилось, что человек, живший вдали от своей родины, но постоянно думающий о ней и молящийся за нее, говорил о том, что отзывалось в сердце множества людей всего мира чем-то своим, родным и понятным. Прочитав за всю жизнь бесчисленн
Второй сборник «Тишина Любви во Христе» составлен из ранее выпущенных книг: «Тишина Любви в бушующем море житейском», «Сохрани любовь», «Выбор пути на жизненном перепутье», «Наш корабль в житейском море», «Пыльная дорога наших грехов и страстей». Тишина Любви во Христе – это наше спасение и безмятежная радость в начавшейся для каждого вечности. В этой спасительной тишине: молитвы, делах милосердия, повседневной жизни рождается душевный мир посред
Небосвод не бывает постоянным без облаков или туч, так и земная жизнь наша непостоянна и переменна. Постоянной остаётся лишь Любовь.
Адена – обычная старшеклассница, вот-вот готовая выпорхнуть в полную интересных событий взрослую жизнь. Однако ее наполеоновским планам не суждено сбыться. Однажды ночью на нее напал странный человек и против воли увез в неизвестном направлении. Теперь ее единственная цель – вернуться домой живой и невредимой, ведь похититель оказался вовсе не прекрасным принцем, а непредсказуемым жестоким вампиром.Содержит нецензурную брань.
В мире материализма и нескончаемого потока информации человек нередко забывает о духовной сути жизненного пути. Ритм жизни не даёт возможности отстраниться от суеты и заняться духовным развитием. Книга знакомит с вековой традицией суфизма, которая помогает найти баланс между материальным и духовным и даёт простые ответы на сложные вопросы, которые волнуют современного человека. "Обращение к сердцу" – это возможность прикоснуться к древней мудрост
Когда-то меня все друзья и родственники называли куколкой, и это абсолютно не расстраивало, ведь я настоящая красавица, и об этом всем известно. Но сейчас меня называют куклой не из-за красоты, а считая такой же пустой и глупой, а это очень злит. В какой-то момент я посмела открыть рот и отказаться от судьбы покорной богатенькой дочки, уйдя на работу к давнему врагу моей семьи. К человеку, которого многие за глаза называют преступником. Я хотела
Год в Улье – приличный срок, который не всем дано прожить. Шпилька потратила этот год не зря. Вместе со стронгами она кошмарила муров, наводила порядок на бывшей базе внешников. И сама не заметила, как перешла дорожку кому-то очень, очень могущественному.Осталось понять, кому именно. Ну и, разумеется, выжить при этом.