– Неужели я такой маленький?! – удивился Спящий, разглядывая глазами Олега через микроскоп шевелящийся микроб.
– Это не весь ты, – возразил Олег, – а только микроскопическая часть тебя. А весь ты огромен, неизмеримо огромен.
Жизнь на Спящей планете, – так решили назвать свою новую планету поселенцы, да и Спящий не возражал, – нормализовалась. Обретя свободу, большинство разбрелось по джунглям, чтобы никогда не возвращаться. Но спустя некоторое время люди начали выходить из леса. Сейчас связь через Спящего была налажена превосходно, и они, по сути, никогда не оставались в одиночестве. Но чувство стадного инстинкта, желание общаться друг с другом лицом к лицу вынуждали вернуться. Да и привычная обстановка, знакомая и нужная обществу работа способствовали этому. Лишь некоторые, самые упертые и открывшее в себе новое призвание, упрямо шли через джунгли. И ареал Спящего постепенно расширялся, расцветал из серого в зеленые цвета. Ведь Спящий не мог быть там, хотя и был. Отсутствие органов зрения у микробов не могло идентифицировать местность и ее природу. Лишь человек, проходя по джунглям новыми тропами, превращал все окружающее из негатива в позитив, в зеленые заросли, в горы и скалы, озера и реки.
Так что все выполняли свою работу, даже путешествующие по неизведанным джунглям первопроходцы. Одни кропотливо высаживали на пустыре возле станции земные растения, тщательно ухаживая за ними и оберегая каждый драгоценный стебелек. Ведь привезенный банк растений был небезграничен. Или разводили пчел – единственных насекомых, захваченных в полет. Большинство семей погибло, не выдержав длительного перелета. Потому каждую особь приходилось опекать. Выручало то, что личинки в сотах выжили лучше.
Другие нашли себе занятие внутри станции. Поддерживали рабочее состояние помещений и лабораторий, изучали мир Спящей планеты и даже продолжали наблюдать сквозь непроницаемую пелену облаков за космосом.
Но больше всего было занятых за чтением информации с электронных носителей. Читали все – научную литературу, художественную и даже сказки. Ведь только таким образом – через чтение – информация доходила до Спящего и навечно сохранялась в его памяти.
– Приближается корабль, – сообщил вдруг Спящий Олегу.
– С Земли?
– Да. Очередной, с переселенцами. Радист поймал сообщение от них. Уже близко.
– Созывай вече. Будем думать и решать, как их принять.
– Чего решать? Пусть садятся.
– Куда? Сюда? Но здесь итак людей достаточно, – возразил Олег. – Надо новые территории осваивать. Другую станцию, к примеру.
– Убедил. Подключаю всех.
Сообщение вызвало бурное обсуждение. Люди не одиноки. Земля помнит о них и присылает пополнение. Так считали одни. Другие считали, что их колония самодостаточна, новички создадут лишние проблемы.
– Я уже обсуждал это со Спящим, – вклинился в полемику Олег, – и предлагаю перенаправить их корабль на другую станцию.
– Правильно! – донеслась чья-то мысль. – Пусть обживаются там. Территория нашего обитания увеличится.
– Но станция уже давно необитаема и, вероятно, не функционирует, – возразил другой. – И вряд ли удастся ее восстановить.
– Поможем.
– Тогда надо всех находящихся поблизости следопытов направить к станции. Проверят ее рабочее состояние, восстановят что смогут.
– Иду, – отозвался один.
– И я, – отозвались еще несколько. – И я.
– Спящий, проследи и направляй их. Местоположение станции хорошо известно?
– Конечно. Я там славно потрудился в былые времена. Было вкусно.
– Пожалуйста, без гастрономии, – прервал его Олег. – Не отвлекаемся. Что еще?
– Надо и от нас специалистов отправить. Следопыты не все смогут исправить.
– Принято. Идут добровольцы, кто пожелает.
– А какой смысл вообще сажать на планету корабль? – послышалась робкая мысль. – Только все топливо спалим. И лес вокруг.
– Но как доставить на поверхность людей? – понеслись возражения. – И груз?
– Пилоты, что скажете? – спросил Олег.
– Люди на корабле все в капсулах. Спят до приземления, – поделился один пилот. – А капсулы исполнены в страховочном варианте. В них заложена возможность в критическом случае сброса капсулы и ее аварийного приземления.
– Значит, можно сбросить капсулы на планету и не садить при этом корабль?
– Да. Но разброс будет большой. Сложно будет потом собрать их в одном месте.
– Для меня это несложно, – отозвался Спящий. – Доставлю всех к станции свеженькими и здоровыми. Пища есть, от голода не умрут. Главное – чтобы в скафандры не прятались.
– Хорошо, с людьми вопрос решается. А как быть с грузом?
– Тут надо думать. Что-то можно оборудовать системой мягкой посадки, парашютами.
– Но как Спящий найдет груз? Ведь невозможно будет определить место посадки.
– Найдем, – отозвался Олег. – Рано или поздно, но все равно найдем.
– Я могу отследить груз по возмущениям моего поля, – сказал Спящий. – Сложно будет, но постараюсь.
– Можно снабдить груз маяками, чтобы потом было легче отыскать.
– Точно.
– Особо ценное – например, банк семян и растения – перевезти на челноке «земля-космос».
– Лишний раз гонять челнок – только топливо тратить впустую.
– А зачем нам столько топлива? – спросил кто-то.
– Как зачем? Мы при посадке тратим почти весь остаток топлива. Потом даже дроны запустить не можем, не говоря уже о другой технике, которая уже не один десяток лет ржавеет в ангаре. А теперь появится возможность поездить и полетать по планете. Тогда у Спящего мир быстрее расцветет.
– Верно он говорит, – согласился Олег. – И не забывайте главную цель – полет на Землю.
– Зачем? Нам и здесь хорошо.
– Надо засеять планету земными растениями. А также привезти насекомых, чтобы опыляли цветы. Животные тоже не помешают. А то мир Спящей бедноват. А этого у нас ничего нет, кроме культурных растений и пчел. Необходимы недостающие компоненты природы, чтобы она была самодостаточна.
– Мне понравилось многообразие живого мира Земли, – сказал Спящий. – Потому я не против создания здесь такого же мира.
– Ага! Комаров здесь только не хватало! – возразил кто-то. – И мух.
– И клещей, – добавил другой, – мошкары, слепней, саранчи.
– Змей, крокодилов…
– Волков, тигров…
– Согласен, – ответил Олег, – не все надо завозить сюда. Змеи, крокодилы нам не нужны. Но мухи нужны, как и комары с мошкарой. Иначе птицы, – а мы намерены ведь их завезти, – съедят всех пчел. Мухи, к тому же, очень мобильны и быстро заселят всю планету. И тогда на карте Спящего не останется ни одного серого участка. Но надо быть осторожными. В старину кролики, завезенные в Австралию, уничтожили всю природу из-за отсутствия врагов. А овцы в Великобритании. Так что тут надо подходить осторожно и комплексно. Если завозить кроликов, то надо обязательно завезти волков и лисиц. К копытным надо тигров, львов и пантер.