Святитель Николай Сербский – один из величайших представителей сербского народа. В Сербии его почитают наравне со святым Саввой – первым Предстоятелем автокефальной Сербской Церкви. Называют его «сербским Златоустом», как автора многочисленных творений, которые воистину могут быть названы святоотеческими.
Жизнь Сербского святителя сама по себе весьма поучительна. Мальчик из бедной крестьянской семьи Никола Велимирович, выказавший необычайную тягу к знаниям и получивший блестящее европейское образование, он мечтал служить своей стране как офицер, но Бог судил ему иное; тяжело заболев, он принимает монашеский постриг. Его монашество проходило не в тишине кельи, но за богословской кафедрой, на полях сражений, на трибуне оратора и дипломата. При этом он ни разу не позволил себе увлечься мирской суетой, среди всех соблазнов оставаясь аскетом и подвижником.
Когда Господь призвал его к архиерейскому сану, он принял сан как возможность наибольшего служения ближним. Пребывая на архиерейских кафедрах, святитель Николай заботился о монастырях, создавал сиротские приюты, защищал народ от чиновничьего произвола. Служение Богу и ближним он не отделял от служения своей стране – еще будучи иеромонахом он ездил с дипломатическими миссиями, а став архиереем, превратился одновременно и в значимого политического деятеля. Он выступал за сохранение традиций и против создания Югославии.
Во многом благодаря ему были сорваны ратификация конкордата с Ватиканом и пакта с гитлеровской Германией. Расплата за это не заставила себя ждать: во время оккупации Югославии он сразу же был посажен под арест, а затем, несколько лет спустя, отправлен в концентрационный лагерь Дохау. Там он, по собственным словам, пережил минуты высочайшего духовного подъема.
После освобождения из лагеря он, пламенный патриот, вынужден был отказаться от возвращения на родину. Последнее десятилетие его жизни прошло вдали от Сербии. Но и оказавшись в таком положении, святитель Николай не терял присутствия духа – он выступал с лекциями и преподавал в богословских учебных заведениях.
После отшествия святителя ко Господу его мощи почти тридцать лет покоились на кладбище сербской обители в Либертвилле. Лишь в 1990-х годах их перенесли на родину, в село Лелич.
Богословские труды святителя, снискавшие ему мировую славу, весьма обширны и имеют огромное духовное значение.
В данном сборнике представлены: жизнеописание святителя, рассказ о его мощах и почитании, отрывки из богословских трудов владыки и описание связанных с его жизнью святых обителях. В приложения вошли рассказы о святителе Николае очевидцев, лично знавших его, и тропарь святителю.
Анна Маркова
Святитель Николай Сербский родился 23 декабря 1880 года в селе Лелич близ города Вальева. Родители его, Драгомир и Катерина Велимировичи, были крестьянами. Никола – старший из девяти детей крестьянского семейства Велимировичей и единственный, доживший до совершеннолетия.
Несмотря на бедность и выпавшие на долю семьи испытания, старшие Велимировичи отличались крепкой верой и искренним благочестием. В этом же духе воспитывали они и своего сына Николу. Одним из самых ярких воспоминаний раннего детства будущего святителя стал монастырь в Челие, куда мать водила его на богомолье. Подобно другим крестьянским детям, Никола с раннего детства помогал родителям в хозяйственных делах. Впоследствии он вспоминал: «Когда я был пастырем овец, уже тогда я был священником Твоим…» [12]
Когда Никола немного подрос, Драгомир Велимирович, будучи сам грамотным, отвел сына в монастырскую школу в Челие, дабы Никола выучился там начальной грамоте. Драгомир надеялся, что сын сможет читать Священное Писание и официальные документы, будет знать четыре действия арифметики и основы катехизиса. Однако неожиданно Никола не только сразу же втянулся в учебу, но и стал одним из лучших учеников.
Он проявлял необыкновенное рвение к учебе. По воспоминаниям его соучеников, когда все они в свободное от уроков время стремились как-либо развеяться и развлечься, Никола Велимирович уходил в уединенные места, чтобы иметь возможность почитать в тишине.
Усердие и способности подростка не укрылись от его преподавателей. Один из них, Михаил Ступаревич, встретился с родителями Николы и убедил их в том, что их сыну необходимо продолжить образование.
В хозяйстве небогатых крестьян Велимировичей каждая пара рук была на счету, но, несмотря на это, они отправили сына учиться в гимназию в Валеве. Денег хватало только на оплату обучения. Чтобы содержать себя во время учебы в гимназии, Николе пришлось в свободное от учебы время работать прислугой в домах состоятельных горожан.
Также как и в монастырской школе в Челие, Никола Велимирович стал лучшим учеником гимназии в Валево. Никола проучился там шесть лет, а по окончании курса встал вопрос, куда двигаться дальше, поскольку даже с гимназическим образованием возвращение в родную деревню к крестьянскому труду было бессмысленным.
Перед талантливым юношей открывалось множество путей – по своим дарованиям он мог поступить в любое учебное заведение, как гуманитарное, так и техническое, что в будущем давало надежду на успех и карьеру. Но Никола Велимирович стремился не к карьере и житейскому благополучию, он мечтал о служении – Богу и родине. Поэтому первоначальный его выбор пал на военное училище – Никола хотел стать офицером, чтобы впоследствии «душу положить за други своя». Но на этом поприще его ждала неудача – медицинская комиссия признала его негодным к строевой службе.
Тогда он подает документы в Белградскую богословию (семинарию), но и здесь не обошлось без проблем. Несмотря на успешно сданные экзамены, архиерей, решавший вопросы приема, сомневался, следует ли принимать слабого здоровьем абитуриента, к тому же не обладавшего музыкальным слухом. Впоследствии святитель рассказывал об этом так: «А зачем нам он? Зачем направлять этого болезненного ребенка? Он там не выдержит, умрет, и мы впустую потратим деньги». [1, с. 101] Тем не менее Никола Велимирович стал студентом богословии.
Здесь он, так же как и в прежних учебных заведениях, выделился своими успехами в учебе, которые были прямым следствием его упорного труда и прилежания. Иногда усердие Николы Велимировича в учебе принимало формы своеобразного юродства. Так, его однокашники впоследствии рассказывали, что когда возвращались воскресным вечером после развлечений, то заставали Велимировича в дубраве, где он проповедовал перед деревьями. Однако проповедническое «юродство» Николы не пропало даром – ораторскими способностями и владением словом он удивлял учеников и преподавателей семинарии.