Жизнь Татьяны разделилась на до и после.
Молодая женщина все еще не могла поверить в то, что именно с ней это случилось, что именно ее мир рухнул в одночасье. Тот, кого она любила, больше не скажет ей слов любви. Больше не чувствовать ей прикосновения его сильных мужских рук, не ощущать у своего лица дыхания того, кто был ей мужем. Четыре года, всего четыре года она была замужней женщиной, а теперь, в двадцать пять лет, она вдова – страшный статус для женщины, особенно для такой молодой, как Таня.
Сколько слез было пролито в подушку темными одинокими ночами, сколько воспоминаний заново было пережито ею. Вот и сейчас, обняв свою подушку-подружку, молодая женщина окунулась в мир давно ушедших дней.
Теплый летний вечер 1977 года. Открытая танцплощадка поселка Переяславка. В этом рабочем поселке Хабаровского края Татьяна находилась в командировке, а в этот вечер она решила отдохнуть от трудовых будней. В парке играла живая музыка – ребята из местного ансамбля. Пары танцевали вальс, ну или пытались изобразить подобие этого грациозного танца. Парни шаркали ногами, передвигаясь с партнершей в танце, а девчата бойко стучали своими каблучками по деревянному настилу танцплощадки. Таня со своей подружкой Валей стояла в сторонке и наблюдала за теми, кому посчастливилось найти себе пару и танцевать на зависть другим. Подружки стояли и смачно жевали жвачку. У них это получалось очень аппетитно. Так аппетитно, что неподалеку от себя они услышали издевку двух молодых парней: «Такие симпатичные девчонки, а жуют, как коровы». У девушек сразу же пропало и настроение, и желание танцевать. Они косо посмотрели на молодых ребят, стоящих рядом, и демонстративно отвернулись от них.
– Потанцуем? – именно к Татьяне обратился один из этих парней.
– Мы уже уходим. – Девушка тут же нашла что ответить. Несмотря на то что Таня была небольшого росточка и очень худенькая, она умела постоять за себя.
– Можно я тогда провожу вас? – Настойчивости парня можно было позавидовать.
– Мы же коровы, так что найди себе козу, ее и провожай. – Девушка была остра на язычок и за словом в карман не лезла.
И сейчас, лежа в холодной постели и вспоминая эту их первую встречу с Толей, она улыбнулась и очень четко и ясно представила его внешность в тот день: невысокий коренастый парень, темные вьющиеся волосы и красивая обворожительная улыбка. И как сейчас Таня помнила его запах, запах одеколона «Шипр», которым любил пользоваться Анатолий. Ему тогда было двадцать два года, Таня была на год его моложе.
Молодая женщина стала более подробно восстанавливать в памяти события тех дней, дней ее знакомства с будущим, а теперь уже покойным мужем.
Через неделю после неудачных танцев Таня все с той же подружкой отправилась в кино. Валентина была девушкой видной, внешностью она чем-то напоминала цыганку: длинные вьющиеся волосы, черные выразительные глаза и пышная грудь. Татьяна, в отличие от нее, была серой маленькой мышкой, можно сказать, совсем невзрачной девушкой. Особенно это было заметно, когда она находилась рядом со своей подругой, но это совсем не мешало их дружбе. Шел вечерний сеанс, но зал кинотеатра «Юбилейный» был заполнен не полностью. И вот во время просмотра фильма к девушкам подсел тот самый парень с танцплощадки. «Что ему от нас надо?» – подумала про себя Таня, а вслух произнесла:
– Ты следишь за нами?
– Нет. Случайно увидел и решил познакомиться поближе. Меня зовут Анатолий.
В этот раз Татьяна не стала огрызаться и хамить, а поддержала разговор. Парень оказался вполне приличным, и когда он предложил проводить девушку, она согласилась. Вот так они и познакомились. Толя оказался хорошим парнем, он уже отслужил в армии и работал в пожарной части. Именно его специальность, именно его профессия в будущем и разлучит их навсегда.
И снова сердце женщины сжали железные тиски. В который раз стало невыносимо больно от этих воспоминаний. Таня углом пододеяльника вытерла слезы, которые, плавно стекая от уголков глаз, оставляли влажную дорожку на ее щеке. Тяжело вздохнула и вновь вернула свои мысли во времена ушедших лет.
Через три месяца после знакомства Татьяну в очередной раз отправили в командировку в рабочий поселок Переяславка, где и жил Анатолий. Все эти месяцы разлуки не проходили в тоске друг по другу, письма были связующим звеном между ними. И вот рано утром, когда Таня еще крепко спала, в дверь постучали, и в комнату общежития вошел Толя.
– Где твой паспорт? – тут же с порога спросил он.
– Зачем? – Девушка была удивлена такой просьбе.
– В ЗАГС пойдем, – был краткий ответ Анатолия.
Татьяна подумала, что он шутит, но лицо парня было серьезным, видно, и намерения его были такими же серьезными. Да, они переписывались, и да, он ей нравился. Но она же невзрачная, обычная девушка. Могла ли она ему так сильно понравиться, чтобы он захотел на ней жениться? Но, как оказалось, да. Даже местные девчонки ей завидовали и говорили: «Что он в тебе нашел? Маленькая, худенькая, на морду никакая». Все считали, что они не пара. Но Толя полюбил Таню не из-за внешности, а за ее веселый характер, за ее острый язычок. Именно то, как она ответила ему тогда, летним вечером на танцах, именно то, что она, какая-то пигалица, отказала ему, его сильно задело. Но именно это ему в ней и понравилось. Так они и поженились. А через год у них родилась дочка, точная копия папы Толи.
Как жили? А жили как все: и ругались, и ссорились, и ревновали, но всегда мирились и всегда любили друг друга. Но именно сейчас, когда Толи не было рядом, Таня понимала и осознавала, как незначительны и мелочны были их ссоры. Понимала, что не стоило растрачивать свою жизнь на никому не нужные скандалы. И снова острая боль сдавила сердце. Хотелось вдохнуть полной грудью, но не получалось. Воспоминания вновь уносили ее в прошлое, а именно в тот злополучный день – день гибели мужа.
28 ноября 1982 года – это день, когда ее муж ушел на службу в пожарную часть. Ушел так, как будто это был обычный день. Никто из них даже и подумать не мог, что это будет его последняя служба.