Эрнст Гомбрих - Тени в западном искусстве

Тени в западном искусстве
Название: Тени в западном искусстве
Автор:
Жанры: Изобразительное искусство | Научно-популярная литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2019
О чем книга "Тени в западном искусстве"

В этой книге выдающегося историка искусств Эрнста Гомбриха рассматриваются особенности изображения теней в западной живописи. Автор обращает наше внимание на то, что обыкновенно ускользает от зрительского взгляда: почему тени появляются на живописных полотнах лишь изредка и для чего их использует художник? Начиная с эпохи Возрождения в одних случаях мастера подчеркивали их резкость, в других – намеренно уходили от их изображения.

На примере знаменитых полотен автор показывает, как живописцы и графики разных направлений – от романтизма и импрессионизма до сюрреализма – использовали тени для придания изображению большей реалистичности или драматизма. Рассматривая восприятие теней в мифологии и западной философии, Гомбрих анализирует факторы, определяющие их изображение: форму, расположение, источник света, а также положение зрителя. Книга рассчитана на широкий круг читателей и всех интересующихся историей искусства.

Бесплатно читать онлайн Тени в западном искусстве


Переводчик Лия Эбралидзе

Научный редактор Надежда Проказина

Редактор Наталья Нарциссова

Руководитель проекта Д. Петушкова

Корректоры Е. Аксёнова, И. Панкова

Компьютерная верстка А. Фоминов

Дизайн обложки Ю. Буга


© New edition. The Estate of E.H. Gombrich 2014

© Introduction. Nation Gallery Company Limited

© This edition. Yale University Press 2014

Originally published by Yale University Press

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина нон-фикшн», 2019


Все права защищены. Данная электронная книга предназначена исключительно для частного использования в личных (некоммерческих) целях. Электронная книга, ее части, фрагменты и элементы, включая текст, изображения и иное, не подлежат копированию и любому другому использованию без разрешения правообладателя. В частности, запрещено такое использование, в результате которого электронная книга, ее часть, фрагмент или элемент станут доступными ограниченному или неопределенному кругу лиц, в том числе посредством сети интернет, независимо от того, будет предоставляться доступ за плату или безвозмездно.

Копирование, воспроизведение и иное использование электронной книги, ее частей, фрагментов и элементов, выходящее за пределы частного использования в личных (некоммерческих) целях, без согласия правообладателя является незаконным и влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность.

* * *

Тень есть неосвещенная часть поверхности плотного предмета, расположенная на другой стороне от освещенной стороны.

Тень – на языке живописцев это понятие обозначает участок темного цвета, который, постепенно переходя в светлый участок, придает предмету объем. Существует три вида тени – собственная тень, полутень и падающая тень. Собственная тень (ombra) есть тень на предмете как таковом. К примеру, возьмем шар: с одной стороны у него будет свет, и свет этот постепенно при изгибе формы будет становиться все темнее и перейдет в неосвещенный участок, который и зовут тенью (penumbra). Полутенью (mezz’ombra) называют участок между светом и тенью, проходя через который свет, как было сказано выше, превращается в тень, следуя за изменением формы предмета. Падающая тень (sbattimento) есть тень, которую предмет отбрасывает на землю или иную поверхность…

Филиппо Бальдинуччи «Тосканский словарь искусства рисунка». Флоренция, 1681 г.

Предисловие

Работы Эрнста Гомбриха во многом определили мое восприятие живописи. Думаю, то же могли бы сказать многие историки искусства моего поколения. В 15 лет я прочел «Историю искусства» и, подобно миллионам других, ощутил, что мне вручили карту великой неизведанной страны и научили без страха доверять своему исследовательскому чутью.

Надеюсь, мне простят такое личное вступление к каталогу публичной выставки. Удивительная особенность книг Гомбриха в том, что автор словно бы обращается к читателю напрямую, вступает с ним в беседу или по меньшей мере преподает ему урок. Темы этих уроков разные, но беседа неизменно возвращается к вопросу о восприятии и о том, как мы обрабатываем информацию, получаемую, когда мы смотрим на произведения искусства, как рассматривание преобразуется в постижение.

Гомбрих учит нас, что, к несчастью, мы можем увидеть лишь то, что уже существует в нашем сознании. Ботаник способен разглядеть малейшие различия в строении листьев или лепестков, но, имея дело с машиной, с большой вероятностью не заметит того, что очевидно для увлеченного автолюбителя. Мы проявляем чудеса наблюдательности, когда нам указывают, на что именно стоит обратить внимание. Объектом этой выставки (которую любезно поддержал Фонд Бернарда Санли) стал не предмет, но его тень, причем тень особого рода. Мы, счастливые обладатели нового знания, начинаем задумываться о том, что ранее ускользало от нашего внимания: почему тени появляются на живописных полотнах лишь изредка и для чего их использует художник?

Великие учителя умеют внушить нам мысль, что мы сами совершаем важные открытия. Я уверен, не мне одному знакомо это чувство: мы закрываем книгу Гомбриха с ощущением, что и нас постигло озарение, что и мы были там с автором, стояли рядом с ним, обозревая из-за его плеча прекрасные дали. Но это лишь иллюзия. Если бы не Эрнст Гомбрих, многое осталось бы для нас незамеченным и непонятым.

Эта небольшая выставка в лондонской Национальной галерее – своеобразный способ отблагодарить сэра Эрнста Гомбриха, члена Ордена заслуг, за то, что он открыл для многих из нас радость созерцания искусства.

Нил Макгрегор,
директор Британского музея

Вступление

Когда в 1995 году Национальная галерея предложила сэру Эрнсту Гомбриху устроить в его честь выставку, он откликнулся на это предложение со свойственной ему отзывчивостью. Избранная тема отлично подходила человеку, чьи научные интересы объединяют науку и искусство, внесшему большой вклад в изучение живописных приемов изображения плотности и освещенности предметов. Возможно, в наши дни такой разнообразный материал принято оформлять в виде специального проекта на веб-сайте, но эта книга даже через два десятилетия после первой публикации не теряет своей ценности как возможность ознакомиться с важным предметом.

Мы видим тени по утрам, когда солнце еще низко, роса не высохла и легкая дымка стелется по поверхности воды. В этот час пастухи и охотники бредут по изрезанным тенями лесным тропам, совсем как на живописном полотне Альберта Кёйпа (илл. 1). Наше внимание вновь обостряется вечером, когда солнце уже клонится к закату и тени становятся длиннее. Постепенно полная луна взбирается на небосклон, в синеве проступают звезды, а мир наполняется загадочными, бесплотными формами.


С этой книгой читают
«Это было давным-давно» – так начинаются все лучшие истории в мире, в том числе и «Маленькая всемирная история», написанная великим историком и искусствоведом Эрнстом Гомбрихом в 1936 году, когда он еще совсем не был великим и только стал историком. Вместо того чтобы пичкать своего юного или не особенно юного читателя датами и фактами, эта увлекательная и бодрая книга разворачивает перед ним захватывающую дух панораму существования человечества н
Эта книга известного английского историка искусства посвящена искусству итальянского Возрождения. В не рассматриваются особенности творчества выдающихся художников этой эпохи: Боттичелли, Рафаэля, Мантенья, Джулио Романо, Пьомбо и др. Автор показывает тесную связь художников Ренессанса и неоплатонической философии, ограниченность иконологического метода в интерпретации ренессансного искусства, сводящего его к сакральным схемам, раскрывает искусст
Эта книга задумана как благодарное приношение Наталье Леонидовне Трауберг, верившей что «райские реки текли молоком, водой, вином и пивом» и как мало кто умевшей расцвечивать милостью самые сумрачные времена. Именно она однажды предложила собраться и «поговорить о еде в культуре». Авторы сборника – библеисты, историки религий, культурологи, этнографы, искусствоведы и литературоведы – попытались представить несколько возможных подходов к одному из
В этой книге-брошюре я познакомлю Вас с таким понятием, как "сферическая панорама", и обучу как её создавать. Сферическая панорама представляет собой панораму сделанную из нескольких фотоснимков, в склеенном виде охватывающие все 360 градусов по горизонтали и 180 градусов по вертикали, которая также включает в себя поверхность под и над фотографом.
Первая книга художницы Натальи Александровны Касаткиной (1932–2012), которая находилась – благодаря семье, в которой родилась, обаянию личности, профессионализму – всегда в «нужном месте», в творческом котле. (Круг её общения – Анатолий Зверев, Игорь Шелковский, Владимир Слепян, Юрий Злотников, Эдуард Штейнберг, Леонид Енгибаров, Ирина Ватагина…)Так в 1956 г. она оказалась на встрече с Давидом Бурлюком в гостинице «Москва» (вместе с И. Шелковским
Двести пятьдесят лет немецкой истории – от 1774 года и до наших дней – разворачиваются сквозь пейзажи Каспара Давида Фридриха, самого немецкого из художников, открывшего всему миру романтическое томление духа. Гёте, например, так раздражала эта специфическая меланхоличность, что он расколотил одну из картин об стол; Диснея работы Фридриха вдохновляли настолько, что стали основой и фоном для знаменитого мультфильма «Бэмби». Нашедший поклонников ср
В центре сюжета детектив Павел Курский, гонящийся за Рефлектором, свершителем судеб, устраивающий своеобразные уроки рефлексии. У него всего лишь один девиз «Правда ценою в жизнь», выбирая себе жертв, у которых руки по локоть в крови, он предлагает им признаться в своих преступлениях служителям закона. В противном случае их ждет страшная смерть. Но гонясь за Рефлектором, детектив сам оказался участником рефлексии…
В тихом городке Большие Поляны создано детективное агентство. Хозяин его – Василий Карасёв по прозвищу Хомяк. Он живёт один, в хозяйстве у него – подобранные с улицы животные: кот, пёс и попугай. Хомяку и невдомёк, что его животные – нештатные сотрудники Агентства. Они расследуют преступления и подбрасывают своему Директору разные подсказки, благодаря которым он находит преступников. Об этом они рассказывают сами. Очередное расследование заставля
Не успела я прийти в себя от известия, что моя мать - русалка из другого мира, как враждебно настроенный дракон утащил меня в этот самый мир! Мамин совет - бежать, бежать со всех ног!.. Вот только отпускать меня никто не собирается. Ни жестокий правитель Водного дракарата, ни безумно привлекательный синеглазый воин… ни тайна прошлого моего рода…ОднотомникСобытия в книге хронологически идут после событий серии «Дочь дракона&raq
Уже поставили себе на новый год елочку? Срубили бедненькую, да? Нарядили?! Живодеры! Вот и этот гад-дракон-ректор тоже срубил и нарядил! МЕНЯ! Мою елку! Потому что я – дриада! И зовут меня Ель. И жила я в этой елке! А теперь мне и податься некуда. Вокруг странная академия магии, а я вынуждена притворяться студенткой, потому что не могу далеко отойти от своего дерева, пока не найду себе новое. Вопрос только в том, что деревьев тут нет! А зна