«Мамы всякие нужны»
Если бы потребность общества в научно-методическом, философском, правовом, психолого-медицинском аспектах проблематики защищённого материнства была достаточно удовлетворена – быть может, столь системного, драматического отражения в жизни взрослых и детей, семей и сообществ мы бы не наблюдали.
Поэтому формат сотрудничества научной организации, студенчества и общественности, поддержанного международным резонансом, комплексным издательским проектом, информационный ресурсом Межрегиональной Межведомственной Интернет-Гостиной «Белая речь», предоставляет возможность разрабатывать проекты и материалы, отвечающие насущным и современнейшим запросам граждан различных категорий и групп по организации, сопровождению, перспективному проектированию системы адресной поддержки самой первичной ячейки рода и общества – матери и ребёнка. Лучше – ещё и с отцом.
Структура и содержание семейных отношений отражает глобальные социальные преобразования как в их драматических, деструктивных аспектах, так и в ресурсном регистре, в потенциале обновления, повышения эффективности и жизнеспособности.
И ребёнок осваивает внешний мир, созидая свою внутреннюю сущность, и мы, взрослые, производим новое осмысление, новые ценности и ориентиры ответственного сотрудничества на этом важнейшем этапе биосоциального становления.
Поэтому проблемы, встающие перед молодой семьёй, молодой мамой, призваны и дают возможность всем участникам сопровождения маленького гражданина актуализировать творческие способности и гражданское самосознание в инобытии своего жизненного статуса, пути, миссии.
Каков будет ваш ответ на жизненные трудности – таково будет ваше личностное, гражданское лицо по большому человеческому счёту.
Восстановление нарушенного статуса матери в интересах младенца и ребёнка дошкольного возраста. Но и всему обществу необходимо оздоровление семьи, социально-образовательного пространства, однако оптимизировать, целенаправленно совершенствовать эти отношения, как правило, возможно лишь с максимально созидательной, доброжелательной направленностью, вне настроев реваншизма, жёсткой обороны, симптоматически направленного операционала.
Если бы проблема не была системной и даже системообразующей, она бы регулировалась простым обсуждением и договорённостью, не вызывая драматичных переживаний и деструктивных последствий.
Психолого-медицинский, философский, дефектологический, социологический анализ, синергирующее моделирование знаменуют новый системный подход в обеспечении качественного благоприятствования семейному пространству в период глобального кризиса социальных отношений.
А ведь кризис означает возможность процессам и явлениям перейти на новый качественный уровень, это его глубинная сущность и в значительной мере – интегрирующий, созидательный ресурс. Реальность, общество запрашивают от граждан проявления скрытых резервов, компетенций, обновления стратегического видения перспективы и оперативного регулирования.
Казалось бы, все понимают, что вокруг молодой мамы и ребёнка необходимо поддерживать максимальное благоприятствование, но протяжённость этого понимания и качество обеспечения варьируют весьма значительно.
Особенно контрпродуктивным, неблагоприятным фактором здесь становится, как правило, проявление постепенных уступок эгоизму окружающих, искажающим трендам общественного мнения, благоглупостям собственного производства, жертвенной позиции мамы – и, конечно, объективным обстоятельствам.
Консультируя женщин в профильных кризисных центрах, наблюдая семьи в условиях психолого-медико-педагогических комиссий, реабилитационных центров, сотрудничая с ними в коррекционно-образовательных мероприятиях, в ходе социальных и исследовательских, учредительных, конфликтологических проектов, наши специалисты, преподаватели и общественники обнаруживают не только общую драматическую картину, но и ужасающие количественные показатели, в том числе среди различных социальных групп, владеющих необходимыми компетенциями, принципами, культурным и философским базисом, заинтересованных в позитивном реноме, активно отрицающих собственное неблагоприятное отношение к молодой маме и соответственно, ребёнку. Простой пример: женщина с большим жизненным и педагогическим, руководящим опытом, заслуженный авторитет как человек, понимающий разных людей и умеющий позиционировать правильные посылы и рекомендации, среди своих близких и друзей упорно сбивается на «благопожелание»: «Терпения тебе…» (с трагическим придыханием). Попытки рационализировать позицию имеют эффект кратковременный и невыразительный, дама включает другие пожелания, но постоянно возвращается к теме именно терпеливости.
Примечательно, что открытие кризисных центров помощи женщинам первоначально вызывало недоумение общественности: да полноте, что там сопровождать, да наша женщина коней на скаку остановит, попутно проходя через горящие избы. На практике обнаруживались всё новые, всё более глубинные проблемы на каждом этапе работы, как внутреннего плана, так и внешнего порядка. Вторичное, малозначимое положение женщины в семье и обществе, будущей женщины закладывается ещё до её рождения: кого ждёте – мальчика, девочку? Бракоделы! Роль женщины варьируется от домработницы и придатка мужчины до объекта притязаний, собственности, вожделения, сосуда греха, расходной единицы и слабого звена, островка глупости и наивности. Неслучайно в настоящий момент множатся и варьируются различные перверсии, отклонения гендерных, то есть полоролевых, представлений общественности и групповых объединений.
Воспитанные и достаточно социализированные граждане, не осознающие в себе таких дремучих представлений, могут обнаружить их неожиданно для себя и в не самый безопасный период. Нередко они искренне потом отвергают проявленные ими при свидетелях атавизмы, будучи не готовыми позиционировать себя в домостроевском статусе.
Проведённые нами исследования по сопоставлению осознаваемых и неосознанных представлений современников о женских роли – доле – воле обнаруживают, что даже адекватные в целом взрослые люди склонны подспудно сохранять несообразные с правовой, антропологической, этической, философской точки зрения представления, которые без должной санации, коррекции могут экстериоризироваться, актуализироваться, производя значительные неудобства носителям и окружению.
Даже эффективно, казалось бы, социализированные гражданки, с лёгкостью решающие непростые вопросы, влиятельные и успешные – и те с осторожностью спрашивали через знакомых: а что, можно просто придти в кризисный центр помощи женщинам и тебя выслушают? Любой женщине можно? По любому вопросу? И впоследствии оговаривались допустимость обращения по каждому конкретному поводу, а затем уже в свою очередь привлекали других осторожных гражданок, сомневающихся в том, что их проблемы, переживания значимы для государственных служб, общества, специалистов.