ТРАНСФОРМАЦИЯ
Человек без твердой сердцевины внутри – как древо с гнилым корнем. Упадет от легкого весеннего ветерка!
В одном городе на Волге среди высоких новостроек, как островок прежних порядков, стоят несколько одноэтажных домов с маленькими дворами и удобствами на улице. В одном из таких домов живут двое мужчин и двое женщин. Михаил, Евгения, Галина и Федор. У каждого своя история и судьба, но теперь они вместе, потому что жить проще с тем, кто тебя понимает.
В доме нет газа, вода в колодце во дворе, из благ цивилизации – электричество и старая печь, которую зимой топят дровами. Мебель старая, обшарпанная, но пригодная для скромной жизни. Две электроплиты выполняют функцию очага. Из нового только однокамерный холодильник «Саратов».
Обитатели этого дома не родственники, но живут под одной крышей, потому что жить им больше негде. Они отвержены миром по разным причинам и привыкли жить днем сегодняшним, здесь и сейчас, не мечтая о будущем и редко вспоминая далекое прошлое.
Хозяин дома Михаил или как его все называют «Мишутка» – мужчина «без возраста» с редкими сальными волосами, почти без зубов, одет в бесформенный свитер и штаны, подвязанные веревочкой. Это его обычная одежда, только зимой добавляется куртка. Он лежит на кровати в куче тряпья, постанывает и источает стойкий аромат дешевого портвейна.
Михаил родился в крепкой советской семье, родители работали на заводе. К моменту его рождения уже была своя квартира. Лето он проводил в пионерских лагерях, несколько раз бывал с семьей на море. Жизнь была стабильная и сулила только светлое будущее. Все изменилось в один миг: мама Миши погибла в аварии. Отец стал часто выпивать, приводя домой местный алкогольный бомонд.
Со временем Михаил забросил учебу и все больше болтался на улице с друзьями, время пролетало в беззаботном веселье под «Ласковый май» и «Мираж». Без бдительного материнского ока их дом за год превратился в помойку. Мусор, грязные вещи, посуда с остатками еды, даже голубые джинсы – «варенки», подарок матери, Миша испачкал и забросил в дальний угол. Чудом ему удалось окончить училище по специальности слесаря.
В последний год его обучения рухнул Советский Союз. На смену лозунгу: «МИР», «ТРУД», «МАЙ», пришёл другой: «Человек, человеку волк». Начинались «святые девяностые». На полках магазинов появились яркие упаковки, а бывшие научные кадры страны вышли торговать шоколадками и колготками на перекрестки.
Отца Миши за постоянные прогулы уволили с работы, а через месяц и сам завод, где он работал, купил «новый хозяин жизни», уволив персонал, а помещение сдал под склады.
Осенью 92-го Михаила забрали в армию, служил он на границе с Китаем, казарменная жизнь, конечно, была не сахар. Но был режим, свежий воздух и отцы командиры, которые думают за тебя. Из армии он регулярно писал письма домой, отцу, но ответа не получил ни разу.
Вернувшись домой, застал отца в компании собутыльников. Пока Михаил был в армии, отец пропил все, что было в квартире, так что спать пришлось на полу.
Благодаря соседке, Миша устроился слесарем в жилищную контору.
Накануне нового 1995 года, вернувшись с работы, он нашёл бездыханного отца, лежащего у стола на кухне. Спустя неделю после похорон пришли люди и сказали, что отец обменял квартиру на дом. Он подал заявление в милицию и хотел разобраться, хотел правду найти, но «друзья отца» избили его и пригрозили расправой – так он оказался в этом доме.
Работа в жилищном товариществе приносила небольшой доход, он обслуживал десять домов. Жильцы и руководство были довольны, но смена директора привела к сокращению штата, Михаил и несколько его коллег остались без работы. Он устраивался на работу в разные места, но работал, как правило, не долго.
Дело в том, что Миша в силу мягкого характера и отсутствия близких людей стал злоупотреблять алкоголем, находя утешение в уединенном, тихом питии. Он не искал компанию, просто по дороге домой покупал бутылку и за вечер, под банку кильки ее выпивал. Алкоголь закрывал ему глаза во всех смыслах. Он не убирался в доме, не пытался хорошо выглядеть, «зачем мыть посуду, все равно грязная будет», «для чего чистая постель, все рано сплю один, и меня не видит никто».
Так постепенно неделя за неделей он из тридцатилетнего статного парня Михаила, превратился в беззубого «Мишутку», нечесаного мужичка в грязном свитере. Возможно, он так бы и погиб в бесконечном круге – подработка, магазин, выпивка. Но вмешался случай, и имя ему Евгения или просто «Радиво».
НЕЧАЯННАЯ ВСТРЕЧА
Яркое солнце осветило двор и маленьким лучиком пробилось во тьму комнаты. Миша лежал на кровати и думал. В его тяжелой от похмелья голове роились мысли: «Сегодня понедельник или еще воскресение? Так, если сегодня понедельник, то я должен идти в церковь помогать на стройку с трубами, но я лежу, значит, сегодня…. Нет, сегодня понедельник, нужно вставать». И он встал с кровати, собрался, как мог, и направился в Казанскую церковь. Подходя к храму, он заметил необычную картину. У самых ворот, какая-то женщина причитала и активно жестикулировала. «Очередная нищая разыгрывает спектакль для наивных людей», – подумал он. Однако, проходя мимо неё, лицо «артистки» показалось ему знакомым.
В тот день его помощь на стройке в качестве грубой рабсилы была не нужна, но были востребованы профессиональные навыки. Весь день Миша занимался системой канализации в храмовой трапезной. За что вечером был по-царски вознагражден пакетом с продуктами, деньги дальновидный настоятель ему не давал, мотивируя: «Ты деньги пропьешь, а так хоть сыт будешь».
По дороге домой его окликнули по имени. За ним шла та самая нищая, что он утром видел, остановившись рядом с ним, она внимательно на него посмотрела. И он узнал в ней старую знакомую Женю.
Давно в одном из домов, что он обслуживал, была театральная студия. Там работала Женя, она несколько раз приглашала его помочь с ремонтом у себя в квартире. Каждый случай ремонта крана или санузла «скреплялся» бутылкой, но когда Мишу уволили их пути – дорожки разошлись. И вот они встретились в неожиданном месте.