«Чем ближе люди к Богу, тем ближе друг к другу».
Православный святой Паисий Святогорец.
Это первая книга по Конфликторингу.
Здравствуйте друзья! Я Алексей Юрьевич Щинников, профессиональный медиатор и тренер медиаторов, руководитель Саратовской Научной Школы ТРИЗ, автор технологии «Конфликторинг». С 2015 года со мной вела работу над технологией моя супруга Ольга Щинникова. Она спутница жизни и соавтор первой в мире технологии решения конфликтов и системно-интегративных переговоров «Конфликторинг», построенной на логике и ТРИЗ.
Мы благодарим всех, кто верил в то, что технология получится и начнет активно использоваться медиаторами, руководителями, психологами, юристами, инженерами, педагогами и родителями, которые по ней обучают детей разрешать конфликты взаимовыгодным способом.
Особенную благодарность выражаем нашим родителям, без которых мы не смогли бы пройти этот путь.
Нашим учителям ТРИЗ: А. Б. Селюцкому, А. В. Кислову, В. Б. Крячко, Е. Л. Пчёлкиной.
Нашим коллегам: Д. Г. Мироненко, В. А. Кучерову, Антону Никулину.
Отдельно хотелось бы выделить неоценимый вклад в развитие технологии А. П. Шевчука, разработавшего для технологии термин «Конфликтхантер» (Conflicthunter) и учавствовавшему в испытаниях технологии в деловых играх по переговорам. Александр Шевчук дал много идей для будущего «Конфликторинга».
Большую пользу принесли все те, кто критиковал, осуждал, старался помешать и просто не верил в то, что возможно создать логическую технологию решения конфликтов, проведения переговоров и создания социальных систем без противоречий. Технология родилась в спорах с оппонентами. Чем больше оппонентов, тем сильнее технология «Конфликторинг».
Благодаря Платону и Аристотелю мы нашли истину в спорах!
Почему в жизни так много конфликтов, и почему люди даже не стремятся найти способы их разрешения?
Я вышел от медиатора со смешанным чувством удовлетворения и досады. Конфликт вроде разрешился, но что-то было не так.
В 2008 году я столкнулся с серьезным конфликтом, который развивался несколько лет. В 2012 году конфликт был решен компромиссом – было подписано медиативное соглашение. И через некоторое время конфликт опять перерос в ссору и возобновился в ещё более ожесточенном варианте. «Затух» конфликт сам собой в 2015 году. 7 лет было потеряно в попытках разрешения этого конфликта.
Эта ситуация заставила меня искать ответы в науке. Нужно было найти простой научный метод решения конфликтов, а если такого нет, то создать самому. Эта задача была полностью решена в начале 2018 года.
Что побудило меня к созданию новой технологии решения конфликтов и честного ведения переговоров? Отсутствие в мире такой технологи на тот момент времени и жгучее желание решить свой конфликт не силовым способом. Я не хотел побеждать другую сторону конфликта, а хотел разрешить спор взаимовыгодно, с учетом интересов всех участников.
Два английских джентльмена гуляют по берегу речки. Вдруг один джентльмен видит, как из-за поворота реки бурным потоком выносит маленького ребенка. Джентльмен бросается в воду и спасает его. Но только он вылез из воды, как из-за поворота реки бурным потоком выносит ещё одного маленького ребенка. Тут второй джентльмен бросается в воду и спасает второго ребенка. Но только он вылез из воды – снова бурным потоком из-за поворота выносит маленького ребенка! Тут первый джентльмен поворачивается и уходит по тропинке, идущей вверх по течению. «Эй! – Кричит ему второй джентльмен. – Ты куда?! Детей надо спасать!». «Нет, – отвечает второй джентльмен. – Ты спасай, а я пойду посмотрю, кто их туда бросает!».
В этом анекдоте, как и во всех других, есть конфликт. Анекдоты, кино, литература – изначально построены на конфликте.
Один джентльмен считает, что они вместе должны спасать детей, а другой так не считает и уходит. Зачем он уходит? Джентльмен, который пошёл искать того, кто бросает детей в реку, сделал правильный шаг в сторону решения проблемы. Вместо борьбы с последствиями он решил найти причину проблемы, а потом, скорее всего, устранить её. Только так можно разрешить конфликт.
Идет Илья Муромец по пустыне. Долго идет, жара, пить хочется. Вдруг перед ним озеро. А на берегу загорает Змей Горыныч.
– Вставай Змей, драться будем! – орет Илья Муромец.
Час дерутся, два дерутся… Вечер. Обессилели оба, упали на берегу, еле дышат.
Змей говорит:
– Слышь, Илья. А ты вообще что хотел?
– Воды хотел попить.
– Ну, так и попил бы!
На лице появляется улыбка, когда мы узнаём, чем закончился конфликт Ильи Муромца и Горыныча. Пришли они к решению конфликта только после того, как бились несколько часов, а потом устали и додумались поговорить.
А в жизни всегда ли складываются обстоятельства так, что есть шанс поговорить и выяснить, кто чего хотел? А кто точно знает, с какими результатами могут завершиться переговоры, и, вообще, сколько всего результатов переговоров может быть? Хотели бы вы заранее определить нужный результат и точно по алгоритму прийти к нему?
Об этом данная книга. О результатах переговоров и алгоритме, по которому люди могут договориться о чём угодно так, что все будут довольны, и никто не уступит того, чего бы не хотел уступать.
Мой конфликт превратился в ссору, потому что медиатор не знал, что он привел нас к одному из восьми результатов, который называется «Компромисс+», являющемуся промежуточным между негативными и позитивными итогами переговоров. С одной стороны, каждая сторона выиграла что-то, а с другой, уступила то, чего не хотела отдавать. Кроме этого, медиатор не имел под рукой алгоритма, который помогает точно определять предмет спора, позиции сторон и их интересы, общий интерес, а также находить общую проблему и её физическую причину, предлагая пути устранения этой причины.
Медиатор не мог воспользоваться этими инструментами решения споров и ведения переговоров, так как они появились позже, уже после того как я сам стал профессиональным медиатором, изучил ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач), освоил науку логику и теорию споров русского логика Сергея Иннокентьевича Поварнина, нашел правила ведения научного спора, а также метод Мери Паркер Фоллет «Интегративный подход».
Сочетание вышеуказанных подходов помогло мне создать технологию системно-интегративных переговоров и решения конфликтов людей «Конфликторинг».
По технологии «Конфликторинг» можно вести переговоры в разных областях: от семейных до деловых, держа в фокусе интересы сторон; разрешать технические конфликты между деталями, используя «творческое оживление» и «усаживая вещи за стол переговоров». Благодаря этой технологии можно создавать замечательные литературные истории или сценарии кино. Конфликт, где бы он ни был, является сильным и верным помощником при верном понимании его роли в жизни людей.