Вы держите в руках уникальную книгу. Здесь собраны документальные свидетельства очевидцев жизни нашего Тульского края начиная с XVI до XVIII века, изложенные не сухим языком документов, а рассказами заинтересованных наблюдателей. Почему появилась эта книга? Хочу чтобы мои земляки лучше знали свой край и гордились не тем что мало про него знают, потому что первоисточников в руках не держали, а тем что знают про край наш много, знают, помнят и чтят предков наших и дела их. Эта книга подсобный материал для наших краеведов и просто пытливых умов, которые задаются вопросами, почему, а что было до нас? Для людей ищущих свои корни. Ведь здесь он может найти описание своей малой Родины не только города, но и села, а то и деревни, некоторые из которых уже исчезли с карты Тульской области в годы борьбы с «неперспективными» населенными пунктами. Когда стирали грань между городом и деревней, и как сказал В.Стародубцев: «Деревню стерли, грань осталась».
Первое свидетельство относится к 1517 г. В то время Тула была крайним русским городом, а за речкой Рогожней Дикое поле. А с того Дикого поля на Тулу нападали все кому не лень. Заметьте, что в то время были существенные разногласия откуда начинается река Танаис, это так греки Дон называли. Толи с Рифейских гор, толи из Иван-озера. Чего проще, съездить да посмотреть. Но желающих рискнуть здоровьем не было. Далее свидетельство Андрея Курбского о 1552 г. Как они шли к Тулякам на помощь и как сражались с басурманами на реке Шивороне. Везде вскользь упоминается, что после того как сбежал Девлет-Гирей из-под Тулы, на Шивороне была битва. Но А.Курбский указывает, что эта битва продолжалась два с половиной часа. Для примера Куликовская битва в 3 часа уложилась. На месте битвы поставили храм Праскевы Пятницы, а погибших похоронили на высоком холме и поставили церковь во имя Покрова Пресвятые Богородицы. Церковь Праскевы стоит, курган и могила осталась, правда церковь снесли в конце XVIII века, но холм до сих пор Покровкой называется. А через год тут поставили город Дедилов, как я его называю прежде бывший славный город Дедилов. Первый город построенный в Диком поле, город на который нападали все кто шел на Москву и Тулу, но ни разу не взяли. А что в Туле осталось от 1552 г.? Братская могила, храм, название местности ничего. У нас целый институт, теперь даже университет готовит педагогов, из них добрая часть историков. Но заметьте, что никто толком не раскрыл этот вопрос. Я уже не говорю, что история дома, где университет обитает, плохо изучена, а ведь в ГАТО есть подробное описание дома, но оно не опубликовано и не описано. Да чего там дом. В университете оборудован небольшой музей Л.Н.Толстого, но нигде нет упоминания, что практически весь материал для музея найден куплен на собственные скромные средства, собран и подарен Валерием Васильевичем Пилипенко, одним из наших тульских бескорыстных подвижников на ниве краеведения. Неблагодарность хороший пример подрастающему поколению со стороны педагогов, готовящих педагогов. Вот так сеется разумное, доброе, вечное. Что посеешь, то и пожнешь. Чего же нам удивляться, что в Туле массово сносят историческую застройку и она стремительно теряет облик исторического города. И не прокатилась по Туле волна возмущения, когда начальник Управления градостроительства Тулы, с чисто тульской фамилией, в газете высказал сожаление о том, что немцы во время войны Тулу не разрушили, чтобы было где разгуляться новомодному, не всегда хорошему, архитекторскому воображению.
Вот уж действительно тина «нечистая, мелких помыслов, мелких страстей». Публикацией первоисточников по истории нашего края, я хочу чтобы в полку защитников нашей истории, самобытности, культуры и всего того, что нас сделало Туляками с большой буквы прибыло. И чтобы уменьшилось их количество среди «пирующих, праздно болтающих, обагряющих руки в крови».
Итак, единомышленники, за мной, а там, глядишь, на марше наши ряды пополнятся. Вспомним опять Некрасова.
«Пускай наносит вред
врагу не каждый воин,
но каждый в бой иди,
а бой решит судьба»
Первоначально свидетельства о Тульском крае лаконичны и малоинформативные, за исключением воспоминаний А.Курбского, который дает много информации об осаде Тулы Дивлет-Гиреем и о битве на Шивороне. Но в 1632 г. Олеарий Адам дает информацию о строительстве оборонных сооружений под Тулой, о налаживании железоделательного производства в Туле, и о начале добычи руды на казачьих землях близ Дедилова, на том руднике сейчас стоит г. Киреевск, хотя Дедилов не упомянут.
В цитатах приведена стилистика и язык оригинала. Что позволит читателю полнее окунуться в описываемые авторами времена и понять наши приобретения и утраты, прежде всего в Русском языке.
В свидетельствах иностранцев много ошибок, ведь они описывали чужие края, да еще с чужих слов, простим им это, но выделим и возьмем на заметку разумное зерно. Первое подробное описание Тульского края дает Бакмейстер в 1771 г., но в том описании нет Белева, видимо не прислали данные, разгильдяйство, оно не вчера появилось. В это же время мы имеем не только описание Тульского края, но и первые живые впечатления о жизни туляков записанные Ф.Мирандой.
В 1772 г. Андрей Болотов впервые упоминает о Туле. Когда его в гостинице атаковали торговцы всякими художественными поделками из металла от шпилек до пистолетов. Ныне в Туле таких мастеров, да в таком количестве и не сыскать. «Сникли душами, опрыщавели», как сказал Высоцкий по другому поводу, но к нам применительно. Имеем не ценим потеряем плачем. Но не иссякла талантами земля Тульская, теплится еще огонек. Там глядишь и костер разгорится. Все условия есть. И книги о ремеслах и инструмент, раньше ничего этого не было, но умудрялись делать прекрасные вещи с душой. Правда последнее время мы неразумно разрешаем душе лениться, но это пройдет и наши души еще будут трудиться «и день и ночь, и день и ночь» Затем Андрей Болотов подробно описал всю подготовку, процедуры введения административной единицы Тульская провинция и все праздники по этому поводу. Правда это сохранилось только в издании 1871 г., а затем из более поздних изданий заботливо убрано. Ну ни к чему народу все это знать и помнить как быстро решались все вопросы административного плана, где дома Демидова стояли, о возникновении в Туле театра, о первом фейерверке. А то еще много знать будут, зазнаваться начнут, найди потом на них управу. Правильнее было бы по Скалозубовски «собрать все книги, да и сжечь», но не получилось, да и вообще первая общественная библиотека не Питере и Москве появилась, а в Туле, да еще лет за 40 до столиц, в 1778 г.