Кризис начала 1990-х был похож на свободное падение в темную бездну. В одночасье ранее стабильная почва ушла из-под ног. Рухнул Советский Союз. Наступил экономический коллапс. Вокруг воцарилась неразбериха и неопределенность.
В то время мы с мужем и маленькими детьми жили в Армении. Я работала врачом-офтальмологом. Мы жили спокойно и благополучно – семья, работа, быт… И все изменилось буквально за считанные дни.
Сразу после развала СССР Армения попала в блокаду: в домах не было газа, света и воды. В то же время муж потерял работу и оказался в долгах. Мы должны были вернуть огромную сумму людям из близкого круга, который очень быстро превратился в круг врагов. Все требовали деньги, а у нас их просто не было.
Для выживания и погашения долгов нам пришлось продать все – мебель, фамильные драгоценности, машину и даже квартиру. Мы с мужем и маленькими детьми оказались на улице. Я осознала, что потеряла все – материальные ценности, душевное равновесие и, самое главное, – надежду на лучшее. В одночасье я стала единственной кормилицей семьи с мизерной зарплатой врача, которой после инфляции советского рубля хватало лишь на два дня.
Это было похоже на маленькую смерть, на остановку дыхания – все старые шаблоны не действовали, все привычное перестало существовать.
Но сейчас я уверена – это падение и стало началом моего большого пути. Тот период «зимы моей жизни» я считаю великим даром, который запустил во мне глубокие процессы трансформации и в итоге привел к пробуждению.
Именно тогда я из капризной девушки превратилась в размышляющую женщину. Постепенно стала изучать тайны бытия и мироздание с его законами. Увидела, как проявляются его нечеткие очертания и приходит понимание, как оно функционирует, как «работает» Вселенная. Это был взрыв, который перевернул мой мир и помог переосмыслить жизненные ценности. Глубокий кризис заставил меня переродиться и стать другим человеком с новыми принципами и смыслами.
Я откинула старую модель «я жертва» и изменила ее на непривычную для меня «я несу ответственность за все, что творится в моей жизни, хорошее и плохое». Это было важным шагом, ведь из позиции жертвы взлет невозможен. А кризисы, которых я раньше так боялась и всячески избегала, стали моим трамплином для прыжка. Без них не было бы моих трансформаций, успешной карьеры и моих книг.