Предисловие.
В 2002 году была установлена мемориальная доска на доме, где Кабидолла Тургумбаевич провел последние дни жизни.
На митинге, посвященном этому событию, я сказал: «Кабидолла Тургумбаевич стал легендарным ещё при жизни – о нём слагались мифы, легенды, байки…. Жизнь этого человека достойна быть описана в книгах. Я бы дал им рабочее название «Учитель» – ибо таковым он был по жизни для многих из нас. Таковым остался и останется».
Прошло более 10 лет, и никто не откликнулся
У меня были многочисленные записи о нём: его выступления, меткие выражения, афоризмы, притчи…. И я решил сделать то, что когда-то советовал другим – написать книгу о нём. Что получилось – судить читателям, но писал с любовью.
Большую помощь мне оказали воспоминания Байжанова Жумабая Каримовича, Набиева Суграли Набиевича, Лемперта Леонида Федоровича, Меерова Леонида Матвеевича, Каримова Бахитжана Хайдаровича, Шуллера Эдуарда Филипповича, Шефера Эдуарда Рафаиловича, Котляровой Веры Алексеевны и многих-многих других. Они наполнили книгу интересными и оригинальными фактами и случаями из жизни – огромное и искреннее всем спасибо! Здоровья вам и благополучия!
Но мало в наши дни написать книгу – её нужно ещё и издать – превратить рукопись в книгу, а это не простой процесс…
Решающую помощь и поддержку в этом трудном и деликатном деле я получил от Садуакасова Нуралы Мустафиновича, Шуллера Эдуарда Филипповича, Семейкина Владимира Ивановича, Кошкантаева Ембергена Бекбергеновича, Габдулина Каната Мырзагалиевича – низкий поклон, благодарность и признательность верным ученикам и продолжателям дела Учителя!
Но были и те, кто, горячо поддержав идею издания книги, резко отвернулись, когда речь зашла о материальной поддержке издания этой работы. Делаю горький вывод: они не ученики Учителя, они – самозванцы. Не мне их судить, ибо сказано: «Мне возмездие, и Аз воздам» (Иисус Христос).
Истинные Тургумбаевцы чтят память о своём Учителе и дорожат ею. Это правило благодарных и благородных людей.
Книга увидела свет. Память об Учителе умножилась и я верю, что она продолжится ещё много-много лет, – ведь книги хранят информацию долго-долго, на века. Аминь!
Костанай – Аулиеколь – Москва – Костанай. 17.05.2017 год.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
ДИРЕКТОР.
КАУЛЫСЫ – ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Бюро Семиозерного районного комитета КП КАЗАХСТАНА.
Протокол №12 пункт 3 от 20 апреля 1960 года.
Об утверждении тов. Тургумбаева К.
директором Целинного совхоза.
( Докл. т.т. Туфатулин, Кислый,
принято 15 апреля 1960 г.)
Бюро РК КП Казахстана п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить тов. Тургумбаева Кабидуллу директором вновь организуемого совхоза Целинный.
2. Внести на утверждение бюро ОК КП Казахстана.
Секретарь РК КПК – /А.Кислый/.
А чуть позже вышло Постановление Совета Министров Казахской ССР за №387 от 22 апреля 1960 года об образовании совхозов «Целинный», «Терсекский» и «Шоптыкольский» в Семиозерном районе Кустанайской области.
1. Грезы весенней дорогой.
«Малое, но достаточное, лучше
обильного и соблазнительного».
(Пророк Мухаммед).
Такое вот лаконичное «свидетельство о рождении» нового директора и новых совхозов. А директору только в январе исполнилось 30 лет – для такой должности юношеский возраст. Но он не по возрасту опытен, силен в сельскохозяйственном деле, умеет заразить людей своей идеей и собрать их под своё знамя. Об организации нового совхоза Тургумбаев К.Т. слышал – это для него не новость. И беседовал с ним Алексей Ильич Кислый дважды: сначала в Кургузе, посещая отделение с проверкой, затем в кабинете, в райкоме партии.
Но вот чтобы так на бюро – тебя приглашают, с тобой беседуют, тебя расспрашивают, тебе советуют….
Да, взмок от переживаний, лоб испариной покрылся, ладошки вспотели, и тонкая струйка вдоль позвонка холодной ящеркой сползла…. Вроде и не упрекали, не ругали, «стружку не снимали»…, а все равно очень неспокойно как-то, тревожно….
Вот они члены бюро – Кислый, Туфатулин, Жаксалыков, Беисов…. И Иван Авраамович Стрижаченко, хотя он и не член бюро райкома партии. Он то почему здесь? Все знакомые, со всеми многократно встречался на полях и фермах, на партхозактивах и партийных конференциях, и застолья тоже были….
Но чтобы так, все вместе, в суровой обстановке партийного кабинета, да так доброжелательно…. Этого он не ожидал, да и впервые в жизни было это высокое назначение – директор совхоза!
Это потом ему расскажут причину появления Стрижаченко на бюро.
В тот год в районе открывались три совхоза. Нужно подобрать и рекомендовать обкому партии трех кандидатов. На каждый совхоз подобрали по три кандидата, вот и обсуждали члены бюро кандидатуры рекомендованных, выбирая лучших. Среди кандидатов на Целинный: Хмелевский А.И. – главный зоотехник Диевского, Товарищ-Х и Тургумбаев К.Т.
Хмелевский – молод, здоров, высшее образование, опыт работы в славном Диевском. Второй тоже не промах – высшее образование, хороший организатор, молод, перспективен. И Тургумбаев К.Т. Образование среднее (закончил вечернюю десятилетку), невысок ростом, не впечатлительная внешность – ни в какое сравнение с высоким, кучерявым, розовощеким красавцем Хмелевским, имеющим к тому же высшее сельскохозяйственное образование. Второй тоже не плох – здоров, красив и образование высшее. Впоследствии он станет директором одного из трех совхозов.
Проигрывает во всем кандидатура Тургумбаева К.Т. – ни яркой внешности, ни высшего, даже среднего специального образования…. Не проходит кандидатура обсуждение. И так и сяк старался Кислый Алексей Ильич убедить членов бюро в достоинствах своего протеже – и смекалист, и хваток, и с людьми умеет работать, и умен, и самообразованием занимается постоянно….
Бюро склоняется в сторону кандидатуры Хмелевского….
И тут встает, не встаёт, а вскакивает Стрижаченко Иван Авраамович. Широкой пятерней взлохматив и без того непокорные волосы он резко и эмоционально произнес свой спич:
«Мы что здесь подбираем кандидатуру на должность артиста или аспиранта? При чем здесь рост, структура волос, сила голоса и высшее образование? Нам кто нужен – организатор или артист-аспирант? Что вы все тут Хмелевского расхваливаете? Вы что знаете его? Работали с ним? Видели его в деле? Вы что, думаете, если он высокий, красивый и кучерявый он и совхоз построит? Не самостоятелен ваш Хмелевский, постоянно нуждается в опеке, его всё время нужно подгонять, ничего без подсказки не делает.
А директор – это хозяин! Он принимает решения и проводит их в жизнь, ему не нужна чья-нибудь подсказка или пинок ниже пояса. А Кабидолла успешно работал в Ушкарасу, сделал животноводство отделения рентабельным, навел дисциплину в коллективе, самостоятельно решал все вопросы. Прекрасно сработал в Шолак-Копа, многие из присутствующих знают, что это за отделение, какие там трудности. Он умеет организовать людей, они ему подчиняются, он смелый и решительный человек. Смотрите, во что он превратил Кургуз за 2-3 года! Отделение лучшее в совхозе, как в полеводстве, так и в животноводстве. Люди довольны его руководством. Показатели отличные. Лучшей кандидатуры для директора Целинного совхоза я не вижу в районе. И как соседу, как «птенцу гнезда диевского», я буду помогать Кабидолле от всей души, и народ диевский его всегда поддержит и поможет ему, а про первых двух я так сказать не могу, – нет в них директорской закваски! Всё!»