Наше представление о сущности новостей должно базироваться на понимании того факта, что любое сообщение о чем-то ранее неизвестном, только что произошедшем и т. д. в общем смысле может быть воспринято в качестве новости. При этом диапазон событий, которые могут войти в эту категорию, столь велик, что не поддается исчерпывающему описанию – он может быть исключительно велик или даже бесконечен. «А у нас сегодня кошка родила вчера котят, котята выросли немножко, а есть из миски не хотят», новость, которой делятся друг с другом дети, придавая этому событию особое, важное значение. Известие о Сверхновой, вспыхнувшей на окраине отдаленной галактики – сообщение, способное потрясти научный мир, стать предметом для множества дебатов, научных статей и конференций. Это несомненная новость, значение которой в определенном смысле трудно переоценить. Самолет, захваченный террористами – тоже новость, которая займет первые полосы газет и основное время телевизионных программ.
Каждый раз мы имеем дело с тем, чего раньше не знали, но каждый раз мы вынуждены по разному атрибутировать эти сообщения, объединенные признаком новизны. Не все, что будет воспринято научной общественностью или дворовой детворой может и должно попасть в газеты, так же как и не все, что стало новостным материалом в прессе, может в равной степени воздействовать на всех без исключения. «Все новости, пригодные для печати» – такой девиз взяла себе газета «Нью-Йорк Таймс», и этот девиз ко многому обязывает, и, в первую очередь, не совершать ошибок в выборе информационного повода.
Норвежские социологи Йохан Галтунг и Мари Руж (Johan Gultung, Mari Ruge) предложили модель, определяющую ценность событий в качестве медиановостей, хотя и не были первыми, кто попытался изучить проблему ценности сведений для массовой аудитории. Не ставя перед собой цели исчерпывающего анализа данного аспекта, остановимся на этой весьма наглядной модели, которая, подтверждается многолетней практикой СМК и объясняет многие феномены. Метафорически модель Галтунга и Руж можно представить в виде ситуации, когда гость (событие окружающей действительности) пытается войти в отель (в медиасреду) через секционную крутящуюся дверь, которую охраняет швейцар (медиавосприятие). Задача швейцара отсеять, не впустить тех посетителей, которые в отеле поселиться не могут. Привилегированными гостями становятся только те, кто проходит проверку по одному или нескольким из девяти критериев, остальные вынуждены остаться на улице.
Факторы, определяющие отбор новостей
Каждое событие, оцененное по критериям и соответствующее одному из них, а лучше комбинации нескольких (в идеале – всех девяти сразу), вероятнее всего, становится или может стать новостью, опубликованной в СМИ и способной вызвать интерес аудитории. События, под критерии не попадающие, из этой категории выбывают. Джеймс Ватсон, анализирующий в своей книге «Media Communication», теорию Галтунга и Руж дополнил число критериев до 12. Рассмотрим их подробнее:
– Событийность, новизна
– Масштаб
– Недвусмысленность, ясность
– Близость к аудитории
– Предсказуемость
– Неожиданность
– Комбинирование
– Соединение
– Избранность персон
– Избранность наций
– Персонификация
– Негативность
Некоторые события случаются в промежуток времени, когда выпускается то или иное издание, выходящее с периодической частотой (например, раз в день или каждый час и т.д.). Поэтому такие события становятся более предпочтительными, нежели события, не имеющие твердой временной привязки. Вместо анализа факторов увеличения ВВП будет освещено убийство, например, или только что произошедшая встреча глав государств, а авария на дамбе, несомненно, опередит сведения о ее текущем ремонте или ходе уборки зерновых. Когда у журналиста есть шанс рассказать о том, что произошло сейчас, прямо перед выпуском, употребить слова «сегодня» или «несколько часов/минут назад», таким событиям вероятнее и отдадут предпочтение. Здесь же можно добавить о критерии актуальности.
Актуальность – это особое свойство журналистики, которое отличает ее от других видов информационной деятельности в большей степени, чем что-либо другое. Актуально лишь то, что рассказано вовремя, сегодня, сейчас, в эту минуту. При этом вчера об актуальном событии рассказывать было рано, а завтра будет поздно. Такой жесткий критерий как актуальность обусловлен спецификой СМИ. «Во вчерашнюю газету заворачивают рыбу, а вчерашняя радиопередача вообще не существует», – говорил по этому поводу американский журналист Мартин Мейер, а его коллега известный парламентский корреспондент Ричард Бестик добавляет, что «радионовости – это то, что случилось пять минут назад и то, что должно случиться через пять минут