Еще в детстве меня завораживало все, у чего есть экран. Задолго до того, как технологии с сенсорным экраном стали чем-то само собой разумеющимся, я смотрела круглыми глазами на все телевизоры, телефоны-раскладушки, компьютеры, ноутбуки и динамики в большом магазине электроники Currys, куда папа водил меня по выходным. У всех устройств был яркий экран или интерфейс, который обо всем мне рассказывал или давал контроль над устройством. Мне отчаянно хотелось узнать, как все эти плоские блестящие поверхности могут столько всего делать.
Именно поэтому более десяти лет я зарабатываю тем, что пишу, составляю рецензии и думаю о технологиях. Это предоставило мне бесконечно много возможностей для того, чтобы получать доступ к новым технологиям, тестировать готовящиеся к выпуску продукты на выставках, опрашивать людей, работающих над ними, и пытаться понять, что все эти устройства дают нашей повседневной жизни. Делая все это, я узнала, что большинство экранов в нашей нынешней реальности – телефоны, планшеты, портативные электронные устройства и умные гаджеты для дома – могут быть источниками как радости, так и стресса.
Иногда мне казалось, что мои экраны контролируют мою жизнь сильнее, чем я сама, и я многое перепробовала, чтобы взять ситуацию в свои руки. Я ходила на медитации, меняла смартфон на обычный телефон, использовала браслет-шокер[1], который должен отучать от плохих привычек. Ничего не работало. Почему? Потому что, несмотря на все свои минусы, устройства также дарили мне много хорошего, от чего я не могла отказаться. На самом деле мне не нужен детокс, отказ от устройства или покупка более простого – мне просто нужен баланс.
Я знаю людей, которые в начале 2020 года приняли решение проводить меньше времени за экраном. Чтобы помочь себе в этом, они скачали программы для браузеров, ограничивающие доступ к сайтам, на которые мы тратим много времени. Они удалили Instagram[2] и Twitter[3] с телефонов и закрыли аккаунты в Facebook[4]. А потом началась пандемия COVID-19, и приоритеты у всех поменялись.
Из-за социальной дистанции и необходимости работать из дома чаще, чем раньше, наши экраны внезапно стали самым надежным (а на деле и единственным) способом связаться с друзьями, семьей и коллегами.
Аксессуары превратились в необходимость, и наши отношения с техникой стали даже более симбиотическими.
Вот почему сейчас для нас важнее, чем когда-либо, узнать, как обрести здоровый баланс в отношениях с нашими устройствами.
Прежде всего, мне кажется, стоит уточнить, что мы имеем в виду под словом «технология». Потому что это слово, хоть его и используют постоянно и повсеместно, иногда звучит довольно размыто и неопределенно. Не всегда очевидно, что входит в это понятие, а что нет.
Определение понятия «технология» следующее: это механизмы и оборудование, разработанные с помощью научного знания.
Получается, даже очки, которые я ношу, печатая сейчас эти слова, считаются технологией. Как и шариковая ручка рядом с моей клавиатурой, с помощью которой я постоянно делаю заметки. Это что, книга об исправлении наших нездоровых отношений с очками и канцтоварами? Нет, конечно, это не так. Так что необходимо разобраться в терминах.
Мы сосредоточимся на коммуникационных технологиях. Это устройства, которые подключаются к интернету, чтобы вы могли отправить и получить информацию, играть в онлайн-игры, делиться фотографиями и видео с друзьями и незнакомцами. Это смартфоны, планшеты, смарт-ТВ, фитнес-браслеты. Предметы с экранами и все, что с их помощью можно сделать. Не нужно обладать всеми этими гаджетами, чтобы вынести из этой книги что-то полезное для себя. Главные идеи касаются вас вне зависимости от того, насколько часто вы пользуетесь технологиями. Не обязательно быть фанатом технологий, чтобы читать эту книгу. Вам нужны только готовность и желание найти баланс между жизнью и техникой.
В прошлом я, как и многие другие, пыталась утверждать, что техника нейтральна. Что сама по себе она не плохая и не хорошая, что только от нас зависит, пользу или вред принесет ее использование. Но учитывая, как много разных технологий теперь направлено на то, чтобы активно влиять на наше внимание в режиме реального времени и фильтровать, на что оно обращено, – в особенности это касается социальных сетей, – становится все сложнее заявлять об их нейтральности.
Техкомпании раньше зарабатывали на создании и продаже новых продуктов и услуг. Однако теперь деньги делаются на сборе, анализе и иногда продаже информации о вас.
А как, вы думаете, Facebook стала компанией, стоящей миллиард долларов, при том, что ни один из пользователей соцсети не платит за ее использование?
Как говорится, если вы не платите за товар, значит, вы сами товар.
Все, что каждый из нас делает онлайн, отслеживается и измеряется с целью помочь компаниям лучше понять наше поведение. Во время коронавирусного карантина можно было собрать целые галактики информации, потому что мы сидели дома и делали все онлайн. Появилась пользовательская статистика в масштабе целых стран, показывающая, как люди используют свои гаджеты, когда находятся в состоянии экстремального стресса.
Цель всех поставщиков онлайн-услуг, использующих эти данные, – найти наиболее эффективный способ заставить нас продолжать листать, кликать мышью и покупать. Заманить нас на путь покупок к рекламодателю, оплатившему место на наших экранах.
Вот почему меня часто спрашивают: «Нужно ли мне удалить аккаунт?», «Нужно ли мне избавиться от смартфона?» и «Нужно ли мне заняться технодетоксом?». Я готова рекомендовать все, что придает сил, и если что-то из этого помогает вам – вперед, пользуйтесь. Но я искренне считаю, что большинству эти способы не подходят. Крайние меры редко помогают. Вспомните о любой из поставленных на Новый год задач и спросите себя: сколько из них пережило весну?
Как практика детокса наших тел экстремальным голоданием и огромными количествами лимонного сока оказалась поставлена под сомнение исследователями, так и понятие технодетокса просто не помогает большинству из нас. Мы окажем себе услугу, если согласимся убрать слово «детокс» из нашего «технологического словаря» навсегда и использовать его в правильном контексте – для описания человека, очищающего организм от наркотиков или змеиного яда.