Василиса, обычная девочка, школьница десяти лет, ученица четвертого класса, после уроков шла домой. Мама строго следила, чтобы ребенок, не отвлекаясь на разные посторонние занятия, вовремя оказался дома, поел и был готов, нет, не к отдыху, а к другим, уже внешкольным занятиям. На дворе стояла зима, и Василиса, поёживаясь от холода, по пути решила заглянуть в магазин с необычным названием «Антикварно-нумизматический». Слово какое длинное, иначе как по слогам не прочитать.
Магазин в их районе появился недавно, раньше здесь был обычный продовольственный, но потом после ремонта открылся этот. На вывеске кроме названия были изображены старинные вещи и какие-то монеты: круглые с отверстиями посередине, квадратные и даже в цветочек.
Ой, как любопытно!
Василиса открыла дверь и вошла в помещение. Вокруг множество старинных предметов и стеклянные витрины с монетами. Много монет! Одни экземпляры расположены на бархатных планшетах, другие лежат кучами на лотках, третьи помещены в специальные альбомы, состоящие из прозрачных пластиковых ячеек.
– Здравствуйте, барышня! С чем пожаловали?
За прилавком находился немолодой полноватый дядечка. В руках у него большое увеличительное стекло в оправе с красивой рукояткой – лупа.
– Я просто так, погреться зашла, морозно на улице, – доложила Василиса, – а у вас тут так интересно. Вы что, деньги продаете?
– Так и есть, только по большей части это уже не деньги, а просто старинные монеты.
– А в чем разница?
– На деньги вы можете купить в обычном магазине все, что захотите, а на старинные монеты не сможете, в магазинах их не принимают, только у нас в нумизматическом!
– А почему не принимают? – спросила Василиса.
– Потому что эти монеты пережили свой век и уже не могут служить знаками оплаты.
– Зачем же тогда вы их продаете?
– О, милая девушка! На этот вопрос вам не ответит даже мудрец! Есть у человека такая страсть – коллекционирование! Так вот, очень многие люди коллекционируют старинные монеты.
– А зачем?
– Сначала из любопытства.
– Как фантики из-под конфет? У нас в школе некоторые собирают. У одной девочки много, она говорила, что еще ее бабушка фантики собирала в детстве, потом мама, а теперь вот она.
– Видите, как здорово, получается коллекция трех поколений. И что интересно, те фантики, что собирала бабушка, уже имеют небольшую антикварную ценность как предмет своей эпохи.
– Это как?
– Их можно поместить на выставку по истории чаепитий или продать, например, в нашем магазине за современные деньги.
– Фантики? – Василиса была удивлена.
– Конечно, и фантики, и что угодно, если это предмет старины, значит должен иметь коллекционную стоимость. Но за фантик, которому не больше пятидесяти лет, дадут еще не очень большие деньги. Вот если бы старинный, которому далеко за сто лет, то на один можно купить килограмм свежих шоколадных конфет.
– Прямо на фантик, в магазине?
– Ну не прямо, конечно, – дядечка за прилавком улыбнулся, – сначала надо этот фантик принести в антикварный магазин, там его оценят специалисты и купят у вас за современные деньги. С ними вы и пойдете в супермаркет за конфетами.
– А старый фантик?
– Фантик будет положен в альбом, и, когда придет человек, который собирает фантики, ему предложат его в качестве пополнения в коллекцию.
– А он купит? Может, лучше в магазине на эти деньги набрать разных конфет?
– В том-то и дело, барышня, что конфет в таких фантиках в магазине больше не продают, а сам фантик – уже история.
– История чего?
– Кондитерской промышленности, быта, искусства, ведь на фантике есть рисунки и надписи. Теперь это не просто фантик, а памятник эпохи!
– Здорово! – восхищенно произнесла Василиса.
– А представьте себе, сколько всякой информации несет монета? Ведь это и знак оплаты, и символ государства. Монета может быть и кусочком драгоценного металла!
– Золота?
– Золота, серебра, платины… все драгоценные металлы когда-нибудь использовались для чеканки денег.
– А у вас есть золотая монета?
– Есть, конечно, и не одна. – Дядечка улыбнулся, достал из кармана куртки ключи, открыл сейф и взял оттуда коробочку.
– Вот, смотрите!
Крышка была снята, и Василиса увидела, что на черном бархате лежит несколько небольших блестящих желтых монет.
– Это золотые?
– Да, чистое червонное золото!
– А почему червонное?
– Так говорят про золото высокой пробы, из которого делают монеты. У нас в России золотые монеты именовались червонцами, отсюда и название.
– Что-то такое слышала про червонцы, – улыбнулась Василиса, – но вижу в первый раз.
Раздался звонок по мобильному, девочка ответила в трубку:
– Да, мама, слушаю.
– Лиска, – так дома ласково звали Василису, – ты уже дома, пообедала?
– Нет еще. Я у дядечки в магазине.
– Каком еще магазине? – на том конце трубки в голосе матери тревога.
– В нумизматическом, это рядом с нами.
– Что ты там делаешь? Немедленно домой!
– Мы червонцы смотрим и про фантики разговариваем.
– Какие червонцы? Марш домой немедленно, вечером я с тобой поговорю, будет тебе от отца и на фантики, и на орехи. Сколько раз говорить, никуда не заходи. После школы – прямо домой!
– Не кричи, мама, тут так интересно, я тебе вечером расскажу.
Василиса обернулась к дядечке, который уже успел убрать золотые монеты в сейф, и сказала:
– Спасибо большое, мне было интересно, я такого раньше не видела. Просто мама беспокоится, и мне надо идти!
– Конечно, – улыбнулся хозяин магазина, – мама права. Заходите в другой раз, поговорим о монетах, если, конечно, вам интересно.
– Спасибо, обязательно зайду!
В тот вечер в семье Василисы был серьезный разговор. Сначала её принялись ругать, но узнав, что ничего плохого в нумизматическом магазине девочка не увидела, родители успокоились.
– А знаешь, – сказал отец, ответственный работник в крупной компании, – у меня в детстве тоже были монеты, мы ими играли в пробки. Назывались эти монеты «битки», ими разбивали кон, у кого не было старых монет, лили «битки» из свинца, у меня был большой тяжелый пятак, тысяча семьсот какого-то года. Не знаю, куда подевался, где-то есть.
– Папа, и ты им бил по пробкам?
– Конечно!
– Что ты наделал, это же памятник истории, так дядечка в магазине сказал.
– Откуда мне было знать, – пожал плачами отец, – я тебе найду этот пятак, кажется, он лежит с инструментом.
– Вот и найди, а я дядечке покажу, он мне его историю расскажет.
– Без меня туда не ходить, я сама посмотрю, что за магазин, – строго сказала мама.
На этом разговор и закончился.