Борис Алмазов - Военная история казачества

Военная история казачества
Название: Военная история казачества
Автор:
Жанры: Книги о войне | Историческая литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2024
О чем книга "Военная история казачества"

Военная история казачества от возникновения казачьих общин до воинской службы иррегулярных казачьих войск Российской Императорской Армии. (первая часть до 1800 года "Поход на Индию" Книга выходила в издательстве "Эксмо" в 2008 г.

Бесплатно читать онлайн Военная история казачества


Вступление

Парадоксальность истории казаков в том, что слышали о казаках все, в общественном сознании прочно существует некий виртуально-легендарный образ, так называемого «вольного казака», неотъемлемой частью пост социалистической действительности стали многочисленные казачьи организации, на эстрадах с разнообразным успехом гастролируют всевозможные казачьи ансамбли, г-н Розенбаум и иже с ним, сочиняет «казачьи» песни, однако, подлинная истории казаков, фактически, почти неизвестна.

Убедиться в этом очень просто задав элементарный вопрос: казаки это кто? Ответы пленят своим разнообразием и отдаленностью от исторических фактов.

Казаки – народ призрак – вроде они были вроде даже еще есть, но кто это не ясно. Блеск их боевой славы, легенды и мифы, сопровождающие, у любого народа, все, так называемые, героические повествования заслоняют подлинные события, кои, как правило, с легендами не совпадают.

Путаница, сопровождавшая всю историю казачества, не случайна. Она возникла во первых, потому, что даже по официальным источникам существование этого субэтноса русского, украинского и других народов, (например, калмыцкого и татарского) насчитывает более пятисот лет. На протяжении этого времени состав казачества менялся самым коренным образом. Скажем казаки в XIV веке это удальцы – ордынцы, особая часть золотоордынского войска, татары или, еще шире, тюрки, а в XVIII веке это, безусловно, русские, то есть, в массе своей, потомки славян, хотя и с примесью генов иных народов и рас, в первую очередь тюркских, что прослеживается и во внешности и в традиционной казачьей культуре, в том числе и в военном искусстве.

Во вторых, жизнь казаков, условно говоря, средневековья, от времени служения Российской Империи отличается еще более разительно, чем, скажем жизнь боярства Московского княжества от жизни дворян эпохи декабристов. Казачий быт, военные навыки и вся культура вообще изменялись. Казаки средневековья земли не пахали, хлеба не сеяли, казаки с ХIХ столетия и до сегодняшнего дня главные хлеборобы России.

В третьих, в сознании широких читательских масс во всем мире, причудливо переплетаются, порождая удивительные химеры, история казаков – как части населения степей и предгорий, разбросанного на полмира, и история казачьих войск – как особых иррегулярной военных формирований, состоящих, преимущественно, из казаков.

Собственно, слава, и хорошая и дурная, сопутствующая казачьей истории, в основном – военная. Для большинства наших сограждан, да и вообще для всех в мире, казаки это прежде всего – воины. И в традиционном, в основном почерпнутым из художественной литературы, представлении казак, от Тараса Бульбы, до Григория Мелехова, – бесстрашный кавалерист не знающий пределов своей храбрости и сокрушающий всех врагов, что как всякий даже самый яркий и романтичный ярлык, мало что говорит о сущности явления. Например, конница врмен Запорожской Сечи ничем особенно от кавалерии татарской и турецкой не отличалась. А сами запорожские казаки предпочитали драться в пешем строю или на море. А непобедимыми запорожцами и прибывшей им на помощь непобедимой татарской конницей войска польского короля Яна Казимира в 1651 году устлали всю окрестность, печально поминаемого казаками, Берестечка.

Казачество – целый мир и рассказать обо всем что касается казаков в одной книге – задача невыполнимая. Правильнее задачу ограничить рассказом о казаках на поле брани, собственно, тем, что являлось главной частью их жизни.

Логично начать рассказ о казачьей истории с рассказа о военной истории казаков. Не для того, чтобы развенчать стереотипы, которые, в определенной степени, не так уж далеки от истины, а чтобы многое понять и уточнить в легендах и документальных свидетельствах о казаках, кои независимо оттого в каких отношениях были с Московским княжеством, Российской Империей и Советским Союзом, всегда составляли значительную часть истории России, без знания истории казаков, хотя бы только военной, и в истории России многое непонятно.

Рассказ же о военной истории казаков, где не только победы и герои, есть и поражения, есть и те, кого героями считать трудно, как в истории любого народа, следует начать с тех времен, когда на землях никому, фактически, не принадлежавших, в Диком Поле, как называли его киевские летописцы, в Старом поле, как называли его казаки, в Дешти Кипчак, как назвали его кочевники-половцы, стало складываться это особое воинственное население. Как формировались духовный мир, своеобразное самосознание и стереотип поведения, которые обуславливали воинскую тактику и менталитет казаков, как на протяжении веков, от войны к войне, от сражения к сражению, эта тактика совершенствовалась неизменно ведя казаков к победе, какое место занимали казаки в русской армии и как складывалась их судьба на службе Российской Империи, что случилось с ними в веке двадцатом. Правда, на вопрос что будет с казаками в веке двадцать первом, до которого они, вопреки всему, дожили, мы, пожалуй, не ответим… Жизнь покажет. Одно ясно: казаки есть! Это доказали в том числе и современные войны. О битвах и войнах, о воинах и военачальниках – казаках пойдет рассказ.

Выписка из Советской военной энциклопедии в 8 томах т.4.М. Воениздат.1977г.

…Казачество быстро освоило плодородные земли окраин России и Украины. В 16—17 вв. казаки во главе с Ермаком, Поярковым В. Д., Атласовым В. В., Дежневым С. И., Хабаровым Е. П. и др. активно участвовали в освоении русскими Сибири и Дальнего Востока.Непрерывная военная опасность, необходимость вести постоянную вооруженную борьбу обусловили у казаков своеобразную военную организацию. Для похода община выставляла конное, пешее или смешанное войско во главе с избранным атаманом. Основной организационной единицей Казачества являлась сотня, которая делилась на полусотни и десятки или курени. (Курени существовали у запорожцев. Некоторое время сохранялись после переселения их на Кубань. В остальных казачьих войсках куреней в понятии боевое подразделение никогда не было. Для русских казаков – курень ( монг. Восьмигранный, гармоничный, теплый) – дом¸ жилое помещение для людей. Б.А.) Сотни первоначально объединялись в отряды и дружины, с 16 века в полки.

…Казачество активно участвовало в крестьянских войнах и восстаниях (см. Крестьянское восстание под руководством И.И Болотников, под предводительством С. Т. Разина, Булавинское восстание, крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева) и в национально-освободительных войнах (см. Освободительная война украинского и белорусского народов 1648—1654гг.).Казачьи общины, преобразованные в войска, получали наименование по территориальному признаку. За войском закреплялась земля, которая передавалась в пользование казачьим станицам.


С этой книгой читают
Исторический роман – хроника о Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.Казачий роман. Выходол в серии "Русский классический роман". Главный герой – донской казак добровольно пошедший на войну ради спасения братьев-болгар. Участник нескольких сражений, проходит мучительный путь осмысления бытия. Во второй части романа большую часть занимает повествование о возвращении с войны и адаптации к мирной жизни.Во многом спасением для него и других героев стано
Рассказы для семейного чтения о послевоенной жизни в Ленинграде и в большом хуторе на Дону в 70 годы ХХ века.
Рассказы весёлые и не очень о послевоенном детстве двух ленинградских мальчишек
Очерки о Русской истории о династии Романовых, загадочных, малоизвестных и мифических событиях. Об знаменательниых событиях и незаслуженно забытых людях, умноживших славу России. О скрытых смыслах классических произведений русской литературы и др.
В этой книге не будет роскошных мундиров, подвесок королевы, за которыми друзья-мушкетёры поскакали за тридевять земель. Не будет придуманной человеком драматургии и сюжетной линии. Драматургия и сюжетная линия одна – война. Автор тот же – война.По сути Вы читаете дневник. Этот дневник составлен солдатами и офицерами Горнострелковой роты из Третьего горного батальона. Мы собрались после войны у Командира роты, приняли решение восстановить события
А теперь, давайте представим…что было бы, если мы изменили одну деталь в мировой истории. Как бы тогда развивался ход событий?В этой книге описывается как французская колония ради борьбы с немцами стала третьей силой в мире.
Что может быть хуже, чем забыть прошлое? Помнить прошлое и делать вид, что не помнишь его. Николай Мастеров, капитан грозного "Путника", отправляется в очередной выход в море, но внезапно появившаяся девочка на борту корабля и периодично всплывающие воспоминания затеяли конфликт не на шутку…
Книга написана в жанре альтернативной военной истории и представляет собой военно-исторический анализ возможного хода боевых действий при обороне Брестской крепости при условии, что советское руководство ожидало нападения Германии и готовилось к его отражению.В крепости Бреста размещена артиллерийская группировка под прикрытием стрелкового полка, имеющая целью воспрепятствовать противнику в использовании брестского транспортного узла.В ходе боевы
Продажи – передний край бизнеса. И когда речь заходит о технически сложных проектах, продажи немыслимы без технического специалиста-пресейла. Кто он, что делает, как? Ответы дает наша книга.Продавцам посвящено много книг, мы же поговорим о техническом пресейле. Без сомнения, это отдельная профессия, достойная своего описания.Если вы пресейл или только хотите им стать, эта книга поможет вам взглянуть нашими глазами, с долей оригинальности, на то,
Продолжение приключений экипажа "Астры". На этот раз на планете Инферно. Капитан и его напарник Нико отправляются выяснить, что случилось с дочерью Нико.
Как много можно сказать с помощью слов? И сколько можно сказать о любви, не произнося о ней ни слова? Когда всё, что у тебя есть – это строчки слов, в которых привязанность не высказывается прямо. Этот роман – письма молодой женщины к дорогому для неё мужчине и одновременно коллекция миниатюр о чувствах, смыслах и подтекстах, которые мы считываем интуитивно, но не высказываем вслух.
Я офицер космической пехоты с борта крейсера «Эгир». Что-то пошло не так. Я пришёл в себя, когда мою гибернационную капсулу сбросили в аварийном режиме.Так, я оказался в Единстве и узнал, что моя супруга может быть всё ещё жива. Извилистый путь, полный трудностей и свершений, привёл меня в Поднебесный Аркадон – город изгоев, расположенный в сумеречных землях. Светлану я не нашёл, но встретил других выживших. Мои приключения продолжаются.