Около шести лет потребовалось союзным странам антигитлеровской коалиции, чтобы одолеть прекрасно отлаженную военную машину нацистского блока. Долгое время деятельность сил противодействия агрессору проходила на уровне умиротворения или полного молчания, а в активную стадию этот процесс вошел только в сентябре 1939 года, с первыми залпами Второй мировой войны. Первыми членами объединенной союзной коалиции стали страны, которых напрямую касалось будущее развитие военных действий в Европе. Летом 1941 года к ним присоединился Советский Союз, а костяк антигитлеровской коалиции сформировался к концу того же года, когда во Вторую мировую войну вступили Соединенные Штаты Америки. К началу 1942 года в состав союзников входили 26 стран мира, что уже в 2,5 раза превышало количество активных членов нацистского блока. В ходе войны число союзников удвоилось. Их состав пополняли государства, в той или иной степени вовлеченные в войну, связанные обязательствами со своими ближайшими союзниками или просто заинтересованные в определенном ходе развития войны.
С 1941 года все тяготы войны нес на себе Советский Союз, а его многочисленные новые военно-политические союзники долгое время, в ожидании развязки ситуации в Европе, предпочитали вести локальные боевые действия в более отдаленных регионах мира. Первая реальная военная помощь Красной Армии пришла только в июне 1944 года, когда был открыт второй фронт. Главной же миссией союзных стран во Второй мировой войне считается грандиозная операция по организации массовой взаимной военно-технической помощи всем странам антигитлеровской коалиции, известная как ленд-лиз и до сих пор не имеющая аналогов. Основную роль в этом деле сыграли Соединенные Штаты, инициировавшие первые поставки военной техники по ленд-лизу своим западноевропейским союзникам, в число которых с началом Великой Отечественной войны был включен и Советский Союз. Во время войны из США, Великобритании и Канады он получил неоценимую материальную поддержку в виде огромного количества боевой и автомобильной техники, позволившей приблизить День Победы.
Союзные страны обладали гигантским экономическим и военно-промышленным потенциалом, который был сконцентрирован в основном в США и его главных союзниках – Великобритании и Канаде. Общий объем их автомобильной продукции за годы войны оценивается в 5–6 млн машин. Из них, по американской статистике, только армейских грузовиков производства трех вышеназванных стран было собрано 3 678 983 экземпляра. Из этого числа максимальное количество автомобилей, находившихся в регулярных союзных воинских формированиях, составляло 3 060 354 грузовика против 594 859 аналогичных машин войск гитлеровской коалиции. Правда, столь высокая точность этих данных до одной единицы позволяет усомниться в их абсолютной верности. Общий объем ленд-лизовских поставок из союзных стран составил свыше 1,6 млн единиц автотехники. Только из США официально было отправлено 793 011 военных автомобилей разных видов и классов, а в реальности по окончании войны в разных точках земного шара американцы и их союзники оставили более 3,2 млн своих машин. Все это позволило Штатам впервые реально доказать нацистам и всему остальному миру свое неоспоримое экономическое, военное и моральное превосходство.
Союзникам, а точнее трем наиболее экономически развитым членам антигитлеровской коалиции – Соединенным Штатам, Великобритании и Канаде, – принадлежат многие организационные, производственные и конструктивные достижения в военной автомобильной области, хотя их набор намного скуднее, чем у стран нацистского блока. К важнейшим достижениям относятся внедрение в производство стандартизованных семейств военных машин разных категорий и назначения, оперативная организация массового изготовления новых видов автотехники, первое в мире широкое использование полноприводных автомобилей более простой, рациональной и практичной конструкции, а также различных тягачей специальной конструкции. Во время войны в США впервые начался массовый выпуск легких многоцелевых автомобилей, возглавивших огромное семейство джипов, были созданы первые армейские плавающие грузовики с системой регулирования давления в шинах, тяжелые танковые транспортеры, специальные низкопрофильные и ремонтно-эвакуационные машины. Мировую известность приобрели американские колесные полноприводные и полугусеничные бронетранспортеры, открывшие новые горизонты в создании более совершенной боевой техники. К канадским военным достижениям относят только выпуск наиболее обширного на то время унифицированного семейства армейских автомобилей характерной наружности нескольких классов. Вопреки сложившимся мнениям, роль Великобритании в военно-автомобильной сфере оказалась наименее существенной. Несмотря на создание первых в мире четырехосных вездеходов и другой передовой военной техники, на протяжении долгих довоенных и всех военных лет она довольствовалась в основном собственными устаревшими машинами с задними ведущими колесами и американскими поставками более совершенной автотехники. Посильный вклад небольших союзных стран сводился к переделкам ленд-лизовских машин на местных предприятиях, которые по окончании войны составили основу их национальной автомобильной промышленности. Только в Южной Африке при англо-американской поддержке удалось организовать выпуск весьма совершенных полноприводных бронеавтомобилей. Даже стоявшие в стороне от войны нейтральные европейские страны также внесли свой вклад в копилку мировых достижений в этой области. В Швеции родились первые в мире бронемашины с противоминным бронированием, а в Швейцарии впервые начался серийный выпуск армейских дизельных четырехосных полноприводных грузовиков.
Влияние наших былых западных союзников по Второй мировой войне продолжается и в современной жизни. После того как буквально весь мир по окончании войны бесплатно получил в свое распоряжение огромное количество армейской автомобильной и боевой техники американского происхождения, авторитет Соединенных Штатов возрос до небывалых высот, что позволяет Америке до сих пор настаивать на своей единоличной победе во Второй мировой войне и оказывать экономическое, политическое и военное давление буквально на весь остальной мир.
В работе над этой книгой использовались только наиболее достоверные и солидные, с точки зрения автора, иностранные источники, данные в которых тем не менее часто разнятся между собой. В первую очередь это относится к статистике по объемам производства и взаимных поставок военной автотехники, которые, видимо, уже никогда не приобретут законченный вид. Несущественно отличаются друг от друга и цифровые параметры автомобилей США, Великобритании и их союзников, использовавших дюймовую систему мер, требующую достаточно точного перевода в метрическую систему. Кроме того, в США мощность силовых агрегатов в военные времена предпочитали объявлять по национальной системе SAE, разработанной Союзом Американских Инженеров. При этом американская мощность обычно на 10–15 % превышала принятую в Западной Европе немецкую систему DIN. Британская индексация налоговой мощности вообще не позволяла судить о ее реальной величине. В разных источниках ссылки на ту или иную систему определения мощности часто вообще не указаны, что является причиной неизбежных цифровых погрешностей. Размеры колесной базы трехосных автомобилей приведены по довоенной системе, где она определялась как расстояние между центрами передних колес и оси качания задней тележки. База самой тележки указывалась редко, что не всегда давало возможность привести колесную базу автомобиля к современным нормам (сумма расстояния от передних до средних колес плюс база тележки). Маркировка всех упомянутых автомобилей и агрегатов дается в соответствии с оригинальными материалами стран их происхождения, техническими инструкциями или солидными зарубежными печатными источниками.