Не дело жизни, или Шоу маст Бибигон!..
Чукфест
Чёртова дюжина лет
(Хроника возникновения, выживания и умирания…)
Некоторые страницы из подготовленной к печати книги
Сергей Белорусец – не только широко известный российский поэт, лауреат ряда значительных премий в области детской и взрослой литературы, но и настоящий идейный вдохновитель, инициатор и многолетний председатель оргкомитета Фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского – легендарного Чукфеста.
Одной из долгосрочных программ Чукфеста была одноимённая литературная премия, вручавшаяся лучшим отечественным детским авторам-поэтам в течение целого десятилетия.
Именно она явилась предтечей новой премии Чуковского (иначе – Литературного конкурса имени Корнея Чуковского), которая существует уже второй год и очень скоро назовёт своих очередных лауреатов.
В своей предельно искренней большой книге (том!) воспоминаний о Чукфесте Сергей Белорусец, имеющий, кстати, самое прямое и непосредственное отношение к возникновению обеих чуковских премий, рассказывает не только об этом.
Пришло время…
Сегодня мы начинаем печатать некоторые страницы из упомянутой выше документально-художественной книги Сергея Белорусца.
Книги с более чем причудливым названием.
Итак…
2007, чуть раньше и несколько позже…
Вообще-то, когда мы только начинали, он был Департаментом СМИ.
Правительства Москвы.
Назывался.
Даже и не Департаментом вовсе.
Просто Комитетом.
Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации, если совсем уж точно.
В Департамент же средств массовой информации и рекламы он превратился путём волевого слияния с Комитетом по рекламе.
Когда тот расформировали, а его председателя Макарова отправили под суд.
Причём, кажется, по времени это примерно совпало со сменой городской власти.
На уровне градоначальника.
Мэра.
И – как следствие – сменой столичного чиновничества практически на всех других уровнях.
Ниже…
В общем, Комитет по телекоммуникациям и СМИ Правительства Москвы, председателем которого до той поры являлся Владимир Иванович Замуруев и у которого я неоднократно бывал, быстренько сделался Департаментом СМИ и рекламы, руководителем коего назначили господина Черникова, с коим личных контактов у меня так и не возникло…
Зато (то ли в рамках Департамента, то ли над ним) моментально возникла некая новая дополнительная охранительная структура.
Контрольно-ревизионное управление.
Работу которого стал курировать заместитель мэра Собянина по безопасности Горбенко…
И, забегая вперёд, скажу, что именно оно, контрольно-ревизионное, охранительное, по идее, управление, сыграло предельно важную, возможно даже, решающую роль в истории жизни нашего Чукфеста.
Впрочем, это случится потом.
Да и, к счастию, далеко не сразу…
А пока лучше отправиться назад.
Почти в самое начало истории Чукфеста.
В год 2007.
В месяц май.
В 30-е число.
С его тридцатичетырёхградусной жарой на московских улицах.
Когда на круглом столе, посвящённом затеваемой в столице сверху программе поддержки современного дошкольно-школьного чтения, я озвучил инициативу о проведении фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского и о создании одноимённой литературной премии.
Организатором круглого стола выступал тогдашний столичный Комитет по телекоммуникациям и СМИ.
А я выступал в качестве модератора этого двухчасового круглого стола.
В роли его абсолютно легитимного ведущего.
Ведь, будучи секретарём Союза писателей Москвы, плюс к тому хоть сколько-то известным детским автором, оказался для ведения настоящего мероприятия очень подходящей кандидатурой…
Местом круглого стола его устроителями был выбран легендарный Дом журналистов.
Домжур.
А людей из городского Комитета по телекоммуникациям и СМИ на меня навела журналист и критик детской литературы, соседка по родной улице и младшая соученица по общей английской школе Ксения Молдавская.
«Вот он – мой шанс!» – сразу же понял я, никогда доселе не ведший никаких круглых столов, и предусмотрительно захватил с собой документы, встраивающие Фестиваль Чуковского в сентябрьское празднование ежегодного Дня города…
Теперь есть смысл отъехать ещё чуток назад.
Чтобы понять, откуда они у меня взялись.
Эти загодя подготовленные документы…
Фестиваль детской литературы имени Корнея Чуковского на самом деле родился на крыльце мемориального Дома-музея К. Ч.
В четвёртом часу дня 15 сентября 2006 года.
Детище явилось на свет посредством скрещивания моей идеи «Дом-музей созывает друзей» с идеей директора этого самого Дома (на самом деле – заведующего отделом «Мемориальный дом-музей Корнея Чуковского в Переделкине» Государственного литературного музея) Сергея Агапова о премии Чуковского.
Сей, можно сказать (и написать), исторический акт (он же – факт) произошёл (от нас с дорогим Сергеем Васильевичем) практически на глазах у Марины Бородицкой, как раз бодро вызывавшей себе такси «Престиж» для отъезда домой.
С возрождённого на стыке второго и третьего тысячелетий традиционного Костра Чуковского «Прощай, Лето!».
Наряду с другим традиционным Костром «Прощай, Лето!», возрождённым примерно в те же сроки…
Всесоюзный Дедушка стал проводить свои Костры в 1955-м.
Для переделкинской детворы.
Причём регулярно устраивал их в начале июня и в конце августа.
Сменившие Дедушкины, новые чуковские Костры принялись ориентироваться и на разновозрастных москвичей, и на гостей столицы, и на многие другие зрительские категории.
А проводиться традиционные Костры их собственными устроителями – поджигателями – стали в конце мая и в начале сентября…
Я же мою магистральную идею «Дом-музей созывает друзей» – в буквальном смысле – словил из переделкинского воздуха и ландшафта, ведь в двадцати минутах ходьбы от бывшей литфондовской дачи К. Ч. (читай: нынешнего его Дома-музея) находится Дом-музей Булата Окуджавы – по сути – мекка для современной бардовской песни.
Вот мне и пришло в голову, что Дом-музей К. Ч. вполне в состоянии сделаться своеобразной меккой для современной детской отечественной литературы…
Тем более что ровно напротив бывшей литфондовской Дедушкиной дачи на поселковой улице Серафимовича – удачно располагался (располагается) Дом творчества писателей «Переделкино», где в то время ещё можно было скопом селить и льготно подкармливать столичных и иногородних детских «пера техников».
Проще говоря, инженеров человеческих душ…
С этой, занимающей пару-тройку предложений идеей, я ринулся к агаповскому заместителю, моему старинному знакомцу по отделу поэзии журнала «Новый мир» литературному критику Павлу Крючкову, который меня и переадресовал прямёхонько к Агапову…