Александр Каревин - Загадки малорусской истории. От Богдана Хмельницкого до Петра Порошенко

Загадки малорусской истории. От Богдана Хмельницкого до Петра Порошенко
Название: Загадки малорусской истории. От Богдана Хмельницкого до Петра Порошенко
Автор:
Жанры: Публицистика | Популярно об истории
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2020
О чем книга "Загадки малорусской истории. От Богдана Хмельницкого до Петра Порошенко"

Книга представляет собой сборник очерков о малоизвестных страницах истории Малороссии (Украины). Автор рассказывает о событиях далекого и совсем недавнего прошлого. Многие из них сегодня забыты, тщательно замалчиваются или намеренно освещаются в искаженном виде. Откуда произошли названия «Украина» и «украинцы», как возник украинский язык, являлась ли государственная независимость вековечной мечтой украинского народа, что представляют собой «Оранжевая революция» и «Революция достоинства»? Обо всем этом и о многом другом пойдет речь в новой работе известного историка Александра Каревина.

Бесплатно читать онлайн Загадки малорусской истории. От Богдана Хмельницкого до Петра Порошенко



© Каревин А.С., 2020

© «Центрполиграф», 2020

© Художественное оформление, «Центрполиграф», 2020

Забытое единство

(Вместо предисловия)

В свое время выдающийся русский историк Николай Костомаров так прокомментировал идею отрыва Малороссии от Российской державы: «Если бы существовала у кого-нибудь такая мысль, то она была бы в одинаковой степени нелепа, как мысль о самобытности всякого удельного княжества, на которое когда-то разбивалась Русская земля в удельно-вечевой период нашей истории, но едва бы такая мысль могла найти себе долговременное пребывание в голове, не нуждающейся в помощи психиатра. Малорусы же никогда не были покорены и присоединены к России, а издревле составляли одну из стихий, из которых складывалось русское государственное дело».

Почти полтора века прошло с тех пор. Многое изменилось. Мысль о самобытности Украины (Малороссии), необходимости ее существования в отрыве от остальной Руси прочно утвердилась в головах значительного количества людей. Значит ли это, что все они нуждаются в помощи психиатра? Нет. Просто ситуация теперь другая. Во времена Костомарова (да и позднее, примерно до 1920-х годов) любой мало-мальски грамотный человек знал: великорусы, малорусы, белорусы все вместе составляют единую русскую нацию. Русскими, представителями единого народа, проживающего на огромном пространстве от Карпат до Камчатки, ощущали себя коренные жители губерний Киевской и Московской, Полтавской и Костромской, Екатеринославской и Ярославской… И сколько бы ни пытались внешние враги России при содействии врагов внутренних это единство разбить – ничего у них не получалось.

«Всякую украинофильскую пропаганду мы отвергаем, ибо никогда не считали и не считаем себя нерусскими, и с какой бы хитростью ни старались услужливые господа милюковы вселить в нас сознание розни с великороссами, им это не удастся. Мы, малороссы, как и великороссы, суть люди русские», – говорил в 1909 году на заседании Государственой думы депутат от крестьян Подольской губернии Григорий Андрийчук в ответ на попытку лидера российских либералов Павла Милюкова раздуть в Малороссии сепаратистские настроения. «Мы – русские, и никто не вправе про нас сказать иначе», – подчеркивал год спустя другой крестьянский депутат (почти однофамилец упомянутого прежде), представитель Волынской губернии Матвей Андрейчук. Так было…

Именно осознание малороссами своего национального единства с великорусами помешало сразу и полностью разъединить Малороссию и Великороссию после революции 1917 года. Мировая закулиса, всегда симпатизировавшая намерениям расчленить Русь, вынуждена была отказаться от ставки на украинских самостийников, когда выяснилось, что те не располагают народной поддержкой.

«Украинский народ не имеет сознательности, не проявляет организационных способностей, украинское движение возникло благодаря немецким влияниям, современное положение такое хаотичное», – выговаривал в 1919 году в Париже бывшему военному министру УНР (Украинской народной республики) Александру Жуковскому американский дипломат Льорд.

Тогда в Париже, ставшем на время главным центром плетения международных интриг, был разработан план преобразования бывшей Российской империи в Союз республик. Согласно плану, Малороссия, официально переименованная в Украину, должна была стать одной из таких союзных республик. Она находилась в федеративной связи с другими союзными республиками и таким образом оставалась в едином государстве с Великороссией и Белоруссией, но ее жители постепенно приучались к тому, что Украина – не Россия. Лишь по прошествии определенного времени, когда в малорусах (украинцах) удастся прочно утвердить сознание того, что они самостоятельная национальность (а не малорусская ветвь русской нации), стратеги закулисы полагали возможным вновь поставить вопрос о провозглашении независимого Украинского государства.

План сработал. Думаю, излишне рассказывать, кто и как воплотил его в жизнь. Завершающую стадию реализации этого замысла пришлось наблюдать (и прочувствовать на себе) всем нам. И сегодня мы имеем то, что имеем. Мысль, которую Костомаров считал патологией, утвердилась в массовом сознании. В результате – уже не единицы, а многие миллионы людей нуждаются в помощи. Однако, повторюсь, не в помощи психиатров. К психиатрам следует отправлять разве что закоренелых свидомитов (хотя, боюсь, медицина в данном случае окажется бессильна). Остальным же необходимы наука и просвещение.

Ведь причина самостийнической патологии сейчас другая, чем во времена Костомарова. Сто лет назад действительно уверовать в «украинскую национальную идею» могли исключительно шизофреники. Теперь – иное. Слишком долго держали людей в темноте относительно отечественной истории (открыто поднимать тему общерусского единства было строжайше запрещено в СССР). Нам с детства внушали: украинцы – не русские, это два разных народа (братских, но разных!). Внушали не только через школу, а всеми возможными методами вплоть до записи в паспорте. То же самое (и тоже с детства) внушали нашим родителям. А еще раньше – родителям родителей. Так и получилось, что украинские потомки русских людей отреклись от русского имени, а наиболее «продвинутые» – и от русского языка, русской культуры.

Отсюда проистекают многие сегодняшние проблемы. Здесь основополагающая причина того печального положения, в котором оказалась ныне Украина.

Чтобы исправить уже случившееся, требуются усилия историков, культурологов, литераторов, журналистов. Причем помогать нужно не одним украинцам (малорусам). Великорусам (за которыми милостиво сохранили русское имя) все это время также внушали, что они с украинцами разные нации. И белорусов убеждали в том же.

Необходимо вспомнить об общерусском единстве. Оно никуда не исчезло, оно есть, но очень многие о нем забыли. Ну, значит, надо напомнить! И для начала указать на старательно замалчиваемые исторические факты, ознакомить с неизвестными большинству страницами прошлого.

Собственно, для того и писалась эта книга.

Малая Русь или Украина?

Хотя враждебною судьбиной
И были мы разлучены,
Но все же мы народ единый,
Единой матери сыны.
Федор Тютчев

Великорус, малорус, белорус – это все одно.

Федор Достоевский

Думается, следует объяснить, почему в названии говорится о малорусской, а не об украинской истории. Наименование «Малая Русь» не заключает в себе ничего оскорбительного. Даже наоборот. Это название обозначает Русь изначальную, территорию первичного обитания восточнославянских племен. Впервые наименования «Малая Русь» и «Великая Русь» встречаются в датированных Х!У веком актах Константинопольской патриархии. Употреблялись данные географические термины по аналогии с названиями «Малая Греция» – местность, где зародилась греческая цивилизация, – и «Великая Греция» – земли, на которых греки расселились позднее. В исторической географии известны также Малая и Великая Армения, Малая и Великая Польша и т. п.


С этой книгой читают
Представленная монография касается проблемы создания, развития и распространения украинского языка. Действительно ли этот язык, объявляемый сегодня родным для коренного населения Украины, является таковым? Как складывались языковые отношения на пространстве, занимаемом современной Украиной? Какое место занимает здесь русский литературный язык?Хронологические рамки исследования охватывают период от возникновения малорусского наречия и до наших дне
Книга представляет собой галерею исторических портретов различных малорусских деятелей, а также уроженцев Малороссии, прославившихся за ее пределами. Некоторые из этих фигур прошлого практически неизвестны широкой публике. Другие, наоборот, хорошо известны, однако показаны в книге с неожиданной стороны. Вопреки ставшему популярным в последнее время тезису о непригодности черно-белого измерения исторических персонажей автор показывает, что имеются
Книга представляет собой сборник материалов, посвященных ведущейся сегодня на Украине «войне» за историю. Фальсификация прошлого там приобрела масштабы стихийного бедствия. Главная цель «бойцов фальсификаторского фронта» – противопоставить украинцев (малорусов) и великорусов, стравить их между собой, навсегда разделить Россию и Украину в людском сознании. Ряды фальсификаторов разношерстны: от вроде бы солидных ученых со степенями и званиями до от
Книга представляет собой галерею исторических портретов различных украинских (малорусских) деятелей, а также уроженцев Украины (Малороссии), прославившихся за ее пределами. Некоторые из этих фигур прошлого практически неизвестны широкой публике. Другие, наоборот, хорошо известны, однако показаны в книге с неожиданной стороны. Вопреки ставшему популярным в последнее время тезису о непригодности черно-белого измерения исторических персонажей автор
«Размышления о Будде» отражают напряженные религиозные искания автора. Однако если во всех других известных нам текстах Семенова его религиозные искания остаются в кругу христианской проблематики, здесь они выходят за ее пределы…»
«…Валаам – один из немногих уцелевших в смуте православных монастырей. Заброшенный в вековую глушь Финляндии, он оказался в стороне от большой дороги коммунистического Соловья-Разбойника. И глядишь на него с опаской: не призрак ли? И любишь его, как последний оплот некогда славных воинов молитвы и отречения…»
«Странно, что до сей поры у нас никто ещё не догадался написать книгу об отношении церкви к женщине а ведь женщинам давно следовало бы знать, чем они обязаны религии и церкви, особенно – «православной» христианской…»
«Журнал «За рубежом» ставит своей целью всестороннее освещение быта современной Европы и Америки.Нужно ли что? Безусловно.Наши газеты и журналы достаточно подробно знакомят массового читателя с «внутренней» политикой буржуазных государств, то есть со всеми приёмами и действиями, посредством которых уполномоченные буржуазии специалисты-политики пытаются охранить и укрепить порядок цинической эксплуатации рабочего класса…»
«К тому времени силы моего друга, Шерлока Холмса, еще не полностью восстановились после тяжелой весны 87 года. Дело, которым ему пришлось заниматься, потребовало огромных физических и нервных затрат. История Нидерландско-Суматранской компании и разоблачение грандиозных планов барона Мопэртуиса еще слишком свежи в памяти почтенной публики и слишком тесно связаны с большой политикой и финансами, чтобы стать предметом моих набросков, однако косвенны
«Однажды летним вечером, спустя несколько месяцев после женитьбы, я сидел у камина и, покуривая трубку, засыпал над романом – в то время был большой наплыв пациентов, и работа сильно меня изматывала. Жена уже поднялась в спальню, и хлопнувшая входная дверь сообщила мне, что слуги тоже разошлись по домам. Я встал с кресла и выбил пепел из трубки, как вдруг в дверь позвонили…»
Целеустремлённая пенсионерка Агриппина Наумовна часто подрабатывает местным дворовым купидоном. Но с чего началась такая её необычная деятельность? Откуда у Наумовны взялся блокнот? С кем она иногда разговаривает, глядя на небо? Как всё начиналось, и у кого эта активная старушка научилась купидонить? Как вообще появилась Наумовна и кто «пострадал» от ее действий? Все это можно будет найти в книге «Наумовна. Начало». Десята
Порой жизнь непредсказуема, и когда кажется, все, это конец, оказывается, все только начинается. Первая книга: Падение с небес. Ольга Олие Вторая книга: Падение с небес 2. Ольга Олие Третья книга: Падение с небес 3. Ольга Олие Четвертая книга: Падение с небес 4. Ольга Олие Пятая книга: Падение с небес 5. Ольга Олие Шестая книга: Падение с небес 6. Ольга Олие Седьмая книга: Падение с небес 7. Ольга Олие