Ведущий шоу был молод, энергичен, модно одет, быстро передвигался по сцене и постоянно улыбался. Чтобы он ни делал – говорил, слушал ответы, кивал головой или приглашал на сцену нового гостя – улыбка не сходила с его лица.
– Добрый вечер дорогие телезрители и гости студии, – громко прокричал ведущий, стараясь заглушить шум, стоящий в зале. – Меня зовут Юрий и я рад приветствовать вас на самом популярном вечернем шоу! Наше шоу транслируется в эфирных и спутниковых сетях, на мировых площадках видеоконтента, в социальных сетях, а также на многочисленных сайтах наших партнеров и фанатов.
Последние слова ведущего утонули в резких звуках оркестра, играющего музыкальную заставку и в барабанных ритмах, под которые на авансцене появились девушки—барабанщицы. Ведущий описал ладонью круг и в наступившей тишине торжественно произнес:
– Сегодня, как всегда, мы подготовили для вас разнообразную программу! В ней будут сюжеты из мира автомобилей, моды, музыки, кино, спорта, будут новостные включения. Но прежде – наш первый гость, встречу с которым мы анонсировали в течении недели…
Ведущий демонстративно поднял руку, приглашая на сцену, мужчину средних лет, модно одетого, в черных очках, скрывающих его, несомненно, умные и проницательные глаза.
– Встречайте! – начал он торжественно – У нас в гостях магистр литературы, главный арт-директор цифрового издательства «Пегас» – Макс. Именно под этим именем его знают многочисленные поклонники и поклонницы, люди искусства, культуры, и конечно, люди из мира автомобилей! Ведь Макс, к тому же, заядлый гонщик!
– Макс, главный вопрос! – Изобразив на лице неожиданный интерес, начал беседу ведущий. – Скажите, кто из вас кем управляет? Компьютерная программа вами или вы компьютерной программой? Можно ли так сказать, что вы руководите искусственным интеллектом?
– Мы не погрешим против истины, – ответил гость, – если скажем, что человек управляет компьютерной программой. В издательстве «Пегас» искусственным интеллектом управляет целая группа арт-менеджеров.
– Но вы возглавляете эту группу?
– Да.
– Значит, вы самый главный?
– Да.
– Дамы и господа, поприветствуем главного начальника над искусственным интеллектом, бога цифровой поэзии – Макса!
– Макс, гостям студии и зрителям нашего шоу будет интересно узнать детали вашего творческого процесса. Посвятите нас в некоторые секреты вашей работы.
– С удовольствием это сделаю…
– Да, Макс! Но, пожалуйста, сделайте это после небольшой рекламной паузы. Мы вернемся в студию через минуту, – обращался ведущий уже гладя в объектив телекамеры, – Не переключайте…
– Итак, Макс, вы хотели раскрыть секреты…, – едва закончилась реклама, с улыбкой продолжил ведущий.
– Когда я учился в университете на факультете филологии, я познакомился с творчеством одного одаренного и талантливого поэта но тогда и сейчас малоизвестного широкой публике… Извините, фамилия выпала из памяти… Я волнуюсь… Извините. Но я вспомню, обязательно вспомню… Этот поэт, практически наш современник, ушел из жизни всего десять лет назад в возрасте уже за восемьдесят лет. После него осталась всего одна книга, маленький томик стихов. И не потому, что он мало писал. Как раз нет! У него сохранился богатый архив, письма, записки, черновики стихов.
Но у него имелся своеобразный творческий процесс. Пришедшую мысль, поэтическую строфу, рифму он сразу записывал в блокнот. Через месяц он пролистывал исписанные блокноты, отбирал записи, которые, по его мнению, со временем могли стать стихотворениями. Он вручную, авторучкой исправлял записи, дописывал, переписывал их на страницы стандартного формата и собирал в папку с названием «Идеи». Через год он заглядывал в эту папку, снова корректировал некоторые стихи. И какие-то страницы перекладывал в папку «Черновики».
Проходило несколько лет, он вновь возвращался к этой папке. Всего два или три стихотворения удостаивались повторного редактирования автора и занимали новое место в папке «Посмотреть позже». Пролетало еще несколько лет и время выбирало всего одно стихотворение, которое поэт перепечатывал на пишущей машинке, осторожно клал в тоненькую папку с названием «Для сборника», в которой лежали еще несколько машинописных листов, и бережно завязывал шелковые тесемки.
– Неудивительно, что за всю жизнь он успел выпустить всего один стихотворный сборник, – подвел итог своей истории Макс.
– Макс, я надеюсь, вы пишите свои стихи уже не так!? По крайней мере, не авторучкой? Хочу спросить гостей студии: кто из вас пишет тексты авторучкой, поднимите руку! Видите, Макс, – обратился к нему ведущий, – ни-ко-го!
– Это не удивительно. Мы живем в новом веке! – продолжил Макс. – Темп нашей жизни ускорился необыкновенно. У нас, у поэтов, уже нет времени на раздумья, нет времени на многолетние поиски рифм, эпитетов, на выбор стихотворного размера. Всю эту рутинную работу мы переложили на плечи компьютеров! Мы теперь решаем лишь творческие задачи…
– Вот, Макс, об этом расскажите! Как это у вас получается? На каком языке вы разговариваете с компьютерами? Они вас понимают?
– Мы программируем карту поэтического алгоритма, своеобразную математическую модель будущего стихотворения, с помощью которого потом и будут создаваться стихи. Мы выбираем тему… Выбираем стихотворный размер. Выбираем заранее составленный лексикон, ну, то есть, список слов, которые обязательно должны присутствовать в тексте. А также готовим и стоп-лист – список запрещенных слов. Чтобы было понятнее – если стихотворение о зиме, то мы заранее выбрасываем все слова весенней тематики. Все эти «вешние воды», «зеленый шум», «прилет грачей»…
– Так просто, Макс? Вы нажимаете на кнопку и получаете готовый шедевр?
– Нет-нет, не все так просто и не всё так быстро. Да, мы нажимаем на кнопку, но получаем не шедевр, а всего лишь черновик. Как у поэта, о котором я рассказывал… Папка «Черновик». Только его папка была из картона с шелковыми тесемками, а у нас папка на компьютере. У него она заполнялась годами, а у нас – в считанные минуты! Но мы также корректируем черновой компьютерный текст, а затем, продолжив нашу ретро—аналогию, перекладываем текст в папку «Редактировать». И опять проходят не годы, а всего лишь дни. Снова редактируем, и направляем текст в папку «Для сборника». И проходят уже не дни, а часы…
– Макс, это просто фантастика, что вы рассказали! – восторженно произнес ведущий, бережно выговаривая каждое слово. – Вы обгоняете время! И всех нас заставляете быстрее думать, быстрее чувствовать, жить быстрее! Спасибо!